Историю ликвидации подпольщиками "пражского мясника" Рейнхарда Гейдриха экранизировали несколько раз. Уже в 1943, всего через год после событий, Фриц Ланг снял фильм под названием "Палачи тоже умирают", положительные отклики критикиков и зрителей получила картина "Операция: Восход". В реалистичной реконструкции режиссёра Шона Эллиса главные роли исполнили Джейми Дорнан, Киллиан Мёрфи и Тоби Джонс. В остальных ролях - Шарлотта Де Бон, Анна Гейслерова, Брайан Каспе, Карел Гержманек, Хана Фрейкова, Шон Махон, Жан Хайек, Марчин Дорочиньский. Хронометраж - 02:00. Мировая премьера - 01.07.2016. Премьера в Украине - 08.06.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Вторая мировая война. Чехия. В Прагу направлены двое представителей подполья, цель которых - убийство "Пражского мясника" Рейнхарда Гейдриха. Ян Кубис (Джейми Дорнан) и Йозеф Габчик (Киллиан Мёрфи) берут на себя выполнение задачи по ликвидации "Мясника", однако, рассчитанная по времени и до мельчайших нюансов операция идет наперекосяк, а фашисты начинают травлю всех жителей Праги, стремясь найти ответственных за покушение…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: символичная премьера "Антропоида" Шона Эллиса ("Возврат", "Метрополис Манила", короткометражка "Возврат денег" - номинация на Оскар-2006) состоялась на фестивале в Карловых Варах. Фильм рассказывает об операции движения Сопротивления Чехословакии по ликвидации фашистского диктатора Рейнхарда Гейдриха в 1942 году. В рамках международного проекта, в котором участвовали кинематографисты Чехии, Франции и Великобритании, Эллис в деталях проводит художественную реконструкцию, не предлагая зрителям ни собственной позиции, ни оценки значимости этого покушения. По сути, лента представляет собой еще одно повествование о ликвидации "пражского мясника". В этом и проблема, и достоинство «Антропоида» как военной драмы о событиях Второй Мировой с элементами триллера, в которой художественный вымысел умеренно дозирован по отношению к реальным событиям.
На главные роли в этом фильме, диверсантов Йозефа Габчика и Яна Кубиша, были приглашены Киллиан Мёрфи ("Начало", "Острые козырьки") и Джейми Дорнан ("Девятая жизнь Луи Дракса", "50 оттенков серого"). Вместе с Тоби Джонсом ("Разрисованная вуаль", "Елизавета I") они составили яркое актерское ядро проекта. Шон Эллис, как сценарист и режиссер «Антропоида» выхватывает конфликт вполне ожидаемый и соответствующий событиям: Габчик понимает, как руководитель группы, что они - участники важного военного задания, тренированные и подготовленные для диверсий. Герой Дорнана, Кубиш — напротив, более лиричен и сентиментален, не боится показаться слабым, осознавая, что идет на верную смерть. В достоинства ленты можно записать отсутствие излишней героизации подпольщиков. Это обыватели в основной массе, с дрожащими губами, с истериками, с капсулами с ядом, не всегда уверенно обращающиеся с оружием, а вовсе не специально обученные терминаторы.
В "Антропоид" Эллис умело манипулирует вниманием зрителей и уводит его от истинных деталей и причин операции, взамен предлагая хорошо выстроенную лирическую линию двух главных героев. И плывущий по воле чувств Кубиш находит любовь и человеческую поддержку у Мари (Шарлотта Ле Бон - "Любовь и пингвины", "Прогулка"), в отличие от Габчика, который в подруге Мари, Ленке (Анна Гейслерова - "Безумие", "Букет") видит больше товарища по борьбе с оккупантами, чем любовь всей своей жизни. Эти женщины создают очевидную мелодраму внутри сурового фильма, уводя зрителей от деталей Мюнхенского сговора, позволившего Гитлеру аннексировать Чехословакию. Политика вообще очень умеренно заполняет пространство ленты, оставляя за кадром всю необходимость ликвидации Гейдриха и жертвы среди мирного населения после этого покушения, когда нацисты казнили целыми семьями родственников тех, кто был причастен. Хотя косвенно зрителю должно быть ясно, что благодаря убийству Гейдриха было аннулировано Мюнхенское соглашение, что позволило получить поддержку всему Сопротивлению в Чехословакии...
РЕЗЮМЕ: Шон Эллис, выступивший в "Антропоиде" еще и как оператор, сумел представить оккупированную Прагу без открыточного глянца. Ее слегка выцветшие, неяркие городские застройки показывают город в ужасе и страхе. Поскольку фильм концентрируется на полном представлении событий, то бой в соборе святых Кирилла и Мефодия, длившийся несколько часов, создает окончательный жертвенный, мученический настрой ленты. Тщательное воссоздание деталей способно показать как пали смертью храбрых все участники операции, причем Эллису удается эта реконструкция и полное погружение. Эта относительно продолжительная по хронометражу лента может рассматриваться как художественная хроника подвига народа. "Антропоид" - объективный фильм об одном из самых дерзких покушений Второй Мировой...
подготовил Николай Лежнев