Странно, но факт, послушать взрослую музыку в Киеве - большая проблема. И речь идёт не о несусветном грохоте, сквозь который, через восторженный рев люмпенов, прорывается матерное словцо. И не об очередном стоне чьей-то содержанки, убеждающей свою мамашу о невозможности жить без большого...кошелька (?) В этой заметке речь не пойдёт и о патриотах, выступающих в России, поющих на английском и задорно вихляющих филейными частями, понятно на чью потребу...
Прогуливаясь по Воздвиженке, на дверях киевского музея Высоцкого, обнаружил афишу со знакомым именем - Сергей Кривуля. В своё время, это имя многое значило на Левобережной Украине. Благодаря харьковскому телеканалу Tonis (именно он, а не киевский, как утверждают молоденькие журналисточки, был первым негосударственным телеканалом СССР) Сергей Кривуля стал известным как один из тройки создателей программы "Батуалло". Молодому поколению даю подсказку - это был Comedy Club на 10 лет раньше и на порядок жестче, и это была "Большая разница" за 20 лет до её появления на телеэкране. Группа Кривули "Отдел кадров" упоминалась в одном ряду с их коллегами "Чай-Ф", "Чиж и Ко", а песни Сергея сравнивали с творчеством Андрея Макаревича и... Бориса Гребенщикова. При этом Кривуля в незапамятные времена проживал на Кубе и тематику песен черпал в несколько иных источниках. Впрочем, без влияния указанных мэтров, конечно, тоже не обошлось. Но не будем копаться в прошлом, поговорим о сегодняшнем. Небольшой зал галереи "Высоцкий" поначалу был не совсем полон, а за шторой, отделяющей зал от остальных помещений, раздавались порой странные звуки то ли от звенящих бокалов, то ли от работы старенькой кофе-машины (при галерее имеется небольшое кафе). Но к финалу все места были заняты и люди даже стояли в проходах. В начале концерта Сергей Кривуля сказал: "Говорить я люблю больше, чем петь" и ему действительно есть, что рассказать. Несколько лет жизни на Кубе полностью перевернули его мировоззрение и повлияли на его музыкальный стиль. В его тогдашней рок-группе играли чех, поклонник AC/DC, и виртуозный гитарист - кубинец, которого выгнали из знаменитой джаз-роковой группы за проамериканские настроения (Сергей отмалчивается, но возможно этот парень был из Irakere). Сам Кривуля, математик по первому образованию - стал музыкантом и журналистом, некоторое время даже был главным редактором украинского издания легендарного американского журнала Hustler. Впечатления от концерта - кажется, что прикоснулся к настоящему эксклюзиву и выслушал настоящую исповедь неординарного артиста. Современные "звезды" находятся в двойственном положении - с одной стороны за каждым их шагом следят таблоиды, их новые хиты набирают миллионы лайков, а с другой стороны - им надо чем-то удивить своих фанов на концертах и для этого приходится делать дорогостоящее шоу и, соответственно, выступать во дворцах спорта или на стадионах, "задирая" цены на билеты. При этом, весьма трудно понять - живое это пение или фонограмма, которую с таким же успехом можно прослушать через наушники. Сергею Кривуле все это не нужно - не самая крутая звуковая аппаратура, иногда срывающийся голос и порой фальшивящая гитара только подчеркивают - перед зрителями находится живой артист, готовый поделиться с ними самым сокровенными и который сказал когда-то: "Я пишу только тогда, когда не писать уже не получается". Мне показалось совершенно волшебным сочетание лирических текстов с блюзовыми и роковыми риффами и гитарными соло. На концерте прозвучали старые и новые песни артиста - "Запах осени", "Старый дудочник", "Девочка, 10 лет спустя", "Думай обо мне", "Перекати поле-3", "Антисемейный блюз" "Лилит", "Похмельный синдром", "Противная дрожь" - особенно впечатлили - "Мужчина номер 5" и "Передоз любви". Что ж, теперь стало ясно - в Киеве хорошую музыку можно найти не только во Дворце Спорта или во Дворце "Украина". Нужно только знать - где искать...
Николай Лежнев