Картиной режиссёра и автора сценария Марен Аде заинтересовались в Голливуде и, по слухам, главные роли в в предстоящем фильме исполнят Джек Николсон и Кристен Уиг. А пока можно констатировать, что "Тони Эрдманн", наряду с "Правдивой ложью" и "Туристом", наверняка пополнит немногочисленный список фильмов оригинал которых значительно уступает американским ремейкам. В главных ролях - Сандра Хюллер, Петер Симонишек, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл, Тристан Пюттер, Ингрид Бису, Хадевих Минис, Люси Расселл, Виктория Кочас. Хронометраж - 02:42. Бюджет - €3 000 000. Мировая премьера 14.05.2016. Премьера в Украине - 09.03.2017 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 5/10
О ЧЕМ КИНО: Уинфред Конради (Петер Симонишек) и его дочь Инес (Сандра Хюллер) - пусть и родственники, но очень разные. Для Инес главное - карьера, она живет несколько отрешенно от жизни, нацелившись на развитие карьеры. Отец же, актер по натуре и призванию, не понимает, как же можно так проживать свою жизнь. Он приезжает к дочери в Бухарест, где она работает над очередным проектом, представляясь всем своим альтер эго - консультантом, тренером по бизнесу и даже германским послом Тони Эрдманном. И без того натянутые отношения между отцом и дочерью, становятся еще более неоднозначными…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Марен Аде помещает в центр своей картины Уинфреда Конради - простого учителя музыки, проживающего свои годы в одиночестве, иногда навещая престарелую маму и заботясь о стареньком псе Вилли. И, таким образом, как бы показывает, что этот фильм о нас, о простых людях, которые иногда слепы к окружающему миру, гонясь за чем-то недостижимым. Так же как и дочь Винфрида, Инес Конради… Только отец напоминает о том, что надо не забывать просто жить, для себя, а не для начальников и директоров. Для Инес нет никакой радости в жизни, и виной этому она сама. Даже такая "животная" казалось бы потребность, как секс, не вызывает у нее удовольствия, она занимается им, потому что так надо, используя, ради разнообразия, штампы почерпнутые с порно-сайтов. Надо всем улыбаться, надо закрутить роман с коллегой, надо поддакивать боссу, надо, надо, надо… С появлением в ее жизни отца, она сначала раздражается, но потом как бы открывает глаза на вещи, которых уже давно не замечала.
Картину "Тони Эрдманн" сложно назвать комедией. Это проходная драма, рассказанная со всей немецкой тяжеловесностью на протяжении почти трёх часов. Темы стандартные и затасканные - о том, что нужно по-настоящему жить, а не существовать. Целей нужно достигать, но не забывать и радоваться жизни. Что касается главных героев, то актеры неплохо справились со своими ролями. Правда, представить Петера Симонишека и Сандру Хюллер в любом фильме за пределами Германии сложновато. У картины богатая фестивальная история и, сответственно, это кино не для всех. Показаться смешным оно может только совсем уж отпетым оптимистам. И его трудно назвать серьёзным произведением искусства на том лишь основании, что оно о жизни, без прикрас.
РЕЗЮМЕ: для меня "Тони Эрдманн" - это классический пример такого кино, которое не получилось. Прежде всего на уровне изящества подачи основной мысли ленты. Сама по себе тема "мы работаем, а жизнь проходит мимо", конечно, далеко не нова, но предъявлять претензии по поводу её использования глупо. Другое дело, что если уж ты берёшься за одну из таких тем, то придётся попотеть, чтобы показать её в новом свете, ёмко и увлекательно. А вот с этим у фильма «Тони Эрдманн» серьёзные проблемы. 162 минуты? Вы серьёзно? На то, чтобы донести до зрителя одну-единственную, не самую глубокую мысль?...
подготовил Николай Лежнев