Молочник и Невеста...
Преданные поклонники творчества Эмира Кустурицы ждали его новую режиссерскую работу долгие 8 лет. В новом фильме их терпение будет с лихвой вознаграждено, а для всех остальных зрителей эти "три истории и множество фантазий в основе" станут неплохим введением в творчество балканского мастера. В главных ролях - Эмир Кустурица, Моника Белуччи, Слобода Мичалович, Сергей Трифунович, Мики Манойлович, Зоран Цвиянович, Мария Даркина. Продолжительность - 02:05. Мировая премьера - 09.09.2016. Премьера в СНГ - 12.01.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: главным героем истории выступает музыкант по имени Коста (Эмир Кустурица), в результате военных действий потерявший родных и близких. И тем не менее Коста не собирается опускать руки, помогая солдатам родной армии пополнять продовольственные запасы. Изо дня в день герой посещает небольшую деревушку, дабы отвезти на фронт молоко и прочую провизию. Внимание Косты привлекает очаровательная итальянка (Моника Белуччи), сбежавшая в глубинку от преследующих ее демонов прошлого. И эта история о том, как уже немолодой мужчина и женщина, чьи годы свежести также исходят на нет, наконец-то обретают друг друга на зло всем невзгодам, которые обступают их по воле коварной злодейки-судьбы...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: говорить об Эмире Кустурице можно только в контексте его фильмов, он ярок, узнаваем по неповторимому авторскому почерку, силен и естественен в том магическом реализме, которым начинена и его последняя лента от первой до последней минуты. Уже в очередной раз режиссер преломляет для фильма события войны в бывшей Югославии, поэтому "По млечному пути" складывается как гротескная трагикомедия, сочетающая в себе яркую странную демонстрацию прифронтовой жизни с приключенческим экшеном, презирающим все законы реальности, во второй половине фильма.
При все симпатии к режиссеру, нужно отметить, тем не менее, избыточность и многословность авторского языка, благодаря которому чудеса и образы к концу просмотра теряют свое очарование и начинают выглядеть уже фальшиво. Для своих поклонников Кустурица мастерски реализует проверенный рецепт — горные виды гармонично сочетаются с вертолетным треском и звуками беспорядочной стрельбы из всех видов оружия, идиллию белоснежного стада гусей нарушает свиной визг, странному молочнику-музыканту, который больше разговаривает с животными, чем с людьми, пришивает ухо на суровую нитку роковая женщина. События боснийской войны показаны через сказочную любовную историю между прифронтовым сербским молочником Костой (Эмир Кустурица) и его странным объектом желания итало-сербского происхождения без имени. Моника Беллуччи в роли Невесты напоминает нам о любви режиссера к итальянскому неорализму. Она постоянно смотрит неизвестно откуда взявшиеся "Летят журавли" Калатозова, быстро адаптируется к ведению домашнего хозяйства в прифронтовой деревне и проворно разливает молоко по флягам. Да, Невеста была любовницей генерала миротворцев из Лондона, да, довела его до тюрьмы. Но героиня Беллуччи, как и Коста - люди с уже потерянным прошлым, зыбким настоящим и только любовь, за которую они хватаются, дает им силы выживать для будущего всеми возможными способами. Они продираются в прямом смысле через метафоры и поэтический полет фантазии Кустурицы позволяет им спасаться. Грезы об убийственных часах на станционной башне, змее, которая напивается молоком и вырастает до огромных размеров, взрывающихся овцах на минном поле и будто бы сошедшей с постера из 80-х знойной заслуженной югославской чемпионке-гимнастке Милене (Слобода Мичалович) располагаются внутри фильма самым естественным образом.
РЕЗЮМЕ: проблема этого фильма - в неуверенности самого авторского высказывания. Да, он и Белуччи демонстрируют неплохую физическую форму и сноровку для своего возраста, да, вся кричащая пестрота на месте, да, авторская фантазия неуемна. Но "По млечному пути" не хватает химии между главными героями и не хватает настоящей, а не придуманной эмоциональности, невозможно почувствовать ни трагедию, ни страсть из-за фантастических совпадений и волшебных вмешательств. Фантазия режиссера работает против любого развития характеров, потому что каждый раз, в каждом затруднительном положении все решает небольшая толика неожиданного волшебства будь то полет по воздуху, падение в водопаде или сдувание преследователей с горы. Красота женщины для Кустурицы становится в этом фильме куда более разрушительной силой, чем длительная братоубийственная война, на которой выживают вопреки, а не спасаются...
подготовил Николай Лежнев