Режиссёр фильма, 46-летний сын Дэвида Боуи Дункан Джонс поставил ранее отличную драму "Исходный код" и вяловатый экшн "Луна 2112". Эпичный мир компьютерной игры Warkraft просто напрашивался для экранизации и Blizzard (компания-разработчик) приняла активное участие в процессе создания фильма. Самое классное, чего добился режиссёр - это могучие, абсолютно живые и натуральные орки. Возможно, перед нами начало легендарного эпоса, который лет через десять, поставят на равных с "Властелином колец". Мировая премьера фильма состоялась 25 мая, в Украине с 9 июня 2016 года картину представит B&H film distribution сompany. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: веками магия и неприступные стены защищали людей от любых напастей. Но в самом сердце королевства открылся темный портал, и раса невиданных существ наводнила земли Азерота. Главный маг орков, Гулдан, использует энергию умирающих людей для энергетической подпитки портала и в ближайшем будущем на смену передовому отряду придёт бесчисленная Орда. Но вождь клана Белых волков, Дуротан (Тоби Кеббелл) осознает, что магическая "скверна", помогающая завоевывать иные миры, оставляет за собой мертвую землю и уничтожает самих орков. И он решаетпри помощи полукровки Гароны (Пола Пэттон) договориться с людьми...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: признаюсь, до фильма не то что не играл в Warсraft, но не имел представления о геймплее и практически никак не осведомлен о местных сюжетных перипетиях. Соответственно, могу посмотреть фильм незамутненным взглядом простого зрителя. А посмотреть тут, определенно, есть на что. Во-первых, это яркий мир, а по факту даже два - умирающий мир орков и цветущий мир, где под присмотром мага-хранителя мирно сосуществуют люди, гномы, эльфы. На экране царит буйство красок, цифровые пейзажи по-мультяшному нереалистичны. При этом орки отнюдь не выглядят нарисованными болванчиками. Клыкастые физиономии, исполненные в технике motion-capture, могут оставить позади своих "коллег" из цикла про восстание обезьян в деле достоверного отображения эмоций. Сценарий Warсraft также способен приятно удивить тех, кто ожидал увидеть стандартное для фэнтези противостояние героев без страха и упрека с вселенским злом. С самого начала авторы дают понять, что этот мир устроен не так просто, орки здесь сами скорее жертвы, а главный злодей, хоть и имеется, но на экране мелькает нечасто. Конечно, изюминкой фильма являются зрелищные побоища, но все же главной темой становится не война, а попытки орков, пришедших из другого мира, и людей из Азерота осознать новую для них ситуацию и понять, возможно ли их сосуществование. И чтобы раскрыть эту историю на первый план выводится лишь несколько персонажей, каждый из которых оценивает ситуацию "со своей колокольни", но при этом является не просто сюжетной шестеренкой, а полноценной личностью. Это, конечно, заслуга не только сценаристов, но и актеров, а в случае с орком Дуротаном - еще и специалистов по спецэффектам. Вождь клана Белых волков вообще выдался примечательным товарищем. Его глазами мы видим исход орков из родного мира, он же воплощает в себе образ вынужденного захватчика, который в своем стремлении поступать по совести обречен идти против своих соплеменников. Сильный и трагичный Дуротан (Тоби Кеббелл) с его шекспировскими страстями, конечно, является центральным персонажем фильма. Однако не меньшего внимания заслуживает и орк-полукровка Гарона. Она становится связующим звеном между двумя мирами, и при этом сама пытается разобраться, в каком же из них ее место. Возможно кому-то покажется излишне эмоциональной игра Полы Пэттон, однако для Гароны, вынужденной всю жизнь бороться за выживание среди орков, вполне естественно живо проявлять свои чувства после того, как она попадает в Азерот и начинает "оттаивать". Андуин Лотар, главный защитник Азерота - более стандартный для фэнтези персонаж. В исполнении любимого многими ещё со времён сериала "Викинги" синеглазого Трэвиса Фиммела, Лотар - услада для женских глаз и пример для подражания - для мужских. Поистине "Варкрафт" для Фиммела - картина его личного "звёздного часа". А ведь подумать только… когда-то в прошлом этот голубоглазый парень сверкал кубиками торса в рекламе нижнего белья..
Все эти герои и их истории хорошо переплетены и при этом не наступают друг другу на пятки в попытках выдвинуться на первый план. Однако "Варкрафт" — это больше, чем просто история о том, как орки пытались найти себе новый дом. Это вселенная со множеством деталей, корни которых уходят к массивным буклетам их коробок с играми. И вот здесь-то и начинаются проблемы. Уверен, что любой фанат Warсraft, закатив глаза, в два счета объяснит, откуда взялась «"скверна", почему орочий шаман умеет ей повелевать, а маг Медив (Бен Фостер) так ее опасается. Уверен, что вся прогрессивная общественность знает происхождение Гароны, и что за существ мучили орки в своем родном мире в начале фильма. Однако эти, а также многие другие вопросы почти никак не объясняются в самом фильме. Авторы просто бросают зрителя в пучину истории и не сбавляют бодрую прыть до самого финала. Думаю, что даже фанаты не отказались бы, если создатели картины лишний раз напомнили им мелкие детали, подтвердив тем самым и собственную компетентность. Есть и чисто "киношные" претензии к авторам. Так, режиссер Дункан Джонс очевидно любит лихие баталии. И бесспорно сражения в Варкрафте яростные, бескомпромиссные - орки расшвыривают людишек как кегли. Однако подножку ставит любовь режиссера к крупным планам, в результате которых действо зачастую превращается в хаотическую мешанину клыков, громадных лапищ и вздутых орочьих мышц. Разглядеть за всем этим, кто же с кем, собственно, сражается и тем более побеждает, решительно невозможно. Впрочем, есть в фильме моменты, когда масштабные сражения показаны с высоты птичьего полета. Это добавляет как эпичного размаха, так и чувства ностальгии даже тем, кто знаком с Warсraft лишь по скриншотам из старых игровых журналов. Ну и отдельного упоминания, почти что как отдельный персонаж, заслуживает варкрафтовская магия - защищающая Азерот голубая и убивающая всё на своём пути ядовито-зелёная "скверна". Фэнтезийно-магический фильм, так или иначе, не может жить без противоборств магий. И этот мир, где встретились орки и люди, - не исключение. Весь сюжет картины буквально пропитан магическими силами, и это огромный плюс. А ведь если судить по однозначно наметившемуся продолжению фильма - там всего этого добра должно быть ещё на порядок больше...
РЕЦЕНЗИЯ: «Варкрафт: Начало»: Врата в новый мир.
Проект, чей релиз от первого официального анонса отделяла декада, основанный на всемирно известной, культовой серии игр «World of Warcraft», рейтинг ожиданий коего поддерживался в основном за счет армии геймеров, оказался не просто пристойным блокбастером с компьютерной графикой, превосходящей по качеству исполнения и масштабу любой вышедший ранее фэнтези-фильм, но и оказался снят по тем старомодным лекалам сказочного кино как «вещи-в-себе», о которых после «Властелина колец» забыл даже Питер Джексон, а Лилли и Лана Вачовски, сняв «Восхождение Юпитер», были подвергнуты разгромной критике.
В мире под названием Азерот царит покой и благоденствие, мирно сосуществуют люди, эльфы, гномы. Правит сими владениями мудрый и великий, не из-за фактической могущества собственной власти, а в силу величия и заботы о подданных, король Ллэйн. А в праведных трудах ему помогает королева Тариа и первый рыцарь Андуин. Однажды привычный ход вещей в королевстве будет нарушен древней магией, приведшей в Азерот невиданных доселе уродливых существ, что называются орками.
Разительный контраст составляет «Варкрафт» практически со всеми современными развлекательными фильмами в общем относящимися к жанру фантастики, будь то «Орудия смерти», «Бегущий в лабиринте», «Хоббит» и пр. Авторы относятся к героям с присущей литераторам серьезностью, не позволяя рефренов в сторону зрителя, выражаются ли они в радикальном сломе четвертой стены или же проявляются исключительно в виде неуместных шуток, призванных подчеркнуть умозрительность драматургии и исключить любые попытки воспринимать происходящее как нечто большее, нежели развлечение.
В этом отношении «Варкрафт» сравним только с вышеназванным «Властелином колец», являя продуманную Вселенную, обладающую собственным законами и логикой развития, населенную персонажами различных рас и героями, центральные из которых представляются целостными образами, превосходно репрезентирующими аспекты авторского замысла, состоящего, как и следует ожидать, в утверждении постулатов гуманизма.
Подобная высокопарность действительно, на первый взгляд, не сопоставима с фильмом по мотивам компьютерной игры. Но, изобретательность создателей «World of Warcraft» дополненная оригинальностью мышления Данкана Джонсона, решившего после арт-хаусного кинематографа покорить ниву больших бюджетов, и сценариста Чарльза Левитта, привнесшего в повествование степенность и неспешность, проявляющиеся в поразительном умении мистера Левитта даже из динамичного действия сделать мизансцену, легко элиминируют любую тень скептицизма снобски настроенной публики, вынуждая признать правомерность и необходимость существования «Варкрафт» как редкого примера волшебной сказочной истории.
Уровень технического исполнения картины удовлетворит даже самых требовательных любителей компьютерных игр. Трудно сказать, сколько именно человеко-часов было затрачено в течение двухлетнего периода пост-продакшна. Но столь реалистичные персонажи, созданные посредством интегральных усилий воображения и технологического прогресса, кажется, не выглядели еще никогда. Если критерий восприятия, выражающийся эпитетом «прекрасно» отнести не к далекой от идеалов красоты человеческого тела внешности орков, а к проработанности их облика, отблескам в их глазах и прочим нюансам, то они действительно прекрасны.
Под точно передающую настроение повествования музыкальную тему авторства Рамина Джавади, на экране в течение двух часов разворачивается завораживающее действие, в котором все предельно идеализировано, герои бесконечно благородны и не ведают сомнений, или же напротив — погружены на дно коварства и безумия. «Варкрафт» действительно представляет собой полноценное художественное произведение, благодаря продуманной игровой фэнтези-вселенной «World of Warcraft», полной различных персонажей, наделенных персональной мотивацией, превращенной сценаристами в превосходный литературный материал.
Не отрицая высочайшего класса спец. эффектов формата IMAX и профессионализма соответствующего отдела креативной команды фильма, нельзя не признать, что блокбастер «Варкрафт» не достиг бы должного уровня драматической напряженности без талантливого актерского состава в лице Доминика Купера, Трэвиса Фиммела, Рут Нэгга и Полы Пэттон. Поклонники Тоби Кэббелла, к сожалению, вынуждены довольствоваться только голосом и мимикой любимца, отданному предводителю орков. Но более других, среди каста «Варкрафт», примечателен Бен Шнетцер, блистательно дебютировавший в «Воровке книг». Отличает от коллег мистера Шнетцера умение украсть шоу, использовать для раскрытия характера героя даже эпизод без слов в несколько секунд, что заставляет обоснованно предположить наличие лондонской театральной школы в бэкграунде Бена. А также вспомнить Сэма Райли, одного из немногих современных молодых актеров, аналогично Шнетцеру, умеющих держать внимание зрителя, будучи крайне сдержанным в проявлении эмоций, не играя персонажа, а буквально становясь им.
Результаты претензий кинематографистов по созданию аутентичного мира в формате IMAX могут быть суммированы сентенцией Данкана Джонсона — «It can be done well and it can be done shit». И «Варкрафт» определенно следует причислять к первому кейсу. Компания-правообладатель «Blizzard» подошла к разработке экранизации со всей тщательностью и использованием не тактического, а стратегического планирования. Изначально заявив о долгосрочном временном периоде разработки и выпуска фильма, обусловленном желанием избежать даже минимальной конкуренции с «Властелином колец».
И на момент релиза у «Варкрафт» действительно нет конкурентов ни в узком сегменте фэнтези, ни в кластер фантастики вообще. Даже наиболее качественный продукт, коим был «Хоббит», в кинотеатральной версии воспринимается не более, чем фоновым сопровождением для потребления гамбургеров и газировки, пусть и крайне приятное — с привлекательным королем эльфов и несколькими эпичными баталиями. Картина же Данкана Джонсона (и в этом его большая заслуга как автора) это подлинная новелла, заставляющая проникнуться симпатией к каждому из героев и пожалеть о том, что вы провели в реальности магии и скверны только лишь два часа.
Не признать «Варкрафт» достойным фильмом может помешать крайняя степень цинизма, помноженная на принципиальное непонимание фундаментальных основ жанра фэнтези в частности и драматургии в целом. Чтобы оценить все прелести «Варкрафта» необязательно быть осведомленным относительно сюжета экранизируемой игры или же быть ее преданным фанатом. Античные идеалы обретают модифицированную в угоду фэнтези форму средневековой эстетики, между знанием и верой нет противоречий, их симбиоз зовется магией, ветер развевает белые знамена на башнях Штормграда и юному волшебнику Кхадгару еще только предстоит стать мужчиной. Как и любой талантливый творец режиссер Данкан Джонсон, даря билет в параллельное измерение, не требует от своего потенциального зрителя абсолютно ничего, только лишь поверить ему. Евгения Савкина
РЕЗЮМЕ: фильм "Варкрафт" оставляет положительное впечатление, и можно утверждать, что перенос целой вселенной с экрана монитора на экран кинотеатра прошел в целом успешно. Однако в продолжениях, на которые прозрачно намекает финал картины, авторам предстоит решить, сумеет ли пришелец из игрового мира стать полноценным представителем мира кинематографа. Для этого надо лишь, отбросив условности, честно рассказать все детали своей биографии....
Николай Лежнев