Рецензия на фильм «Конклав» (film Conclave) (5088)

В мире где есть только уверенность и нет сомнений, нет места и тайне. А стало быть, и вера не требуется…

В отличие от недавней растянутой «Презумпции невиновности» (сериал Apple TV+), наполненный интригами и тайнами, «Конклав» Эдварда Бергера напоминает увлекательное пляжное чтиво. Фильм, собственно говоря, и основан на книге в мягкой обложке от Роберта Харриса. Режиссер «Конклава» знает не только, как начать рассказ о вымышленных выборах нового Папы, но и как его завершить. В главных ролях - Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселлини, Яцек Коман, Лусиан Мсамати, Бруно Новелли, Томас Лойбл, Брайан Ф. О’Бирн, Рони Крамер. Хронометраж - 02:00. Премьера - 30.08.2024 (Telluride film festival). Премьера (США) - 01.11.2024. Цифровой релиз - 21.11.2024. Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: после смерти действующего папы, кардинал Лоуренс (Рэйф Файнс) собирает конклав, чтобы выбрать преемника.  
Сам он симпатизирует кандидату от США Беллини (Стэнли Туччи), в надежде, что либеральный американец будет правильной альтернативой традиционному и фанатичному итальянцу Тедеско (Серджио Кастеллитто). Лоуренс и Беллини сталкиваются также с конкуренцией со стороны властного канадца Тремблея (Джон Литгоу), набирающего популярность нигерийца Адейеми (Лусиан Мсамати) и неожиданного, таинственного претендента в лице Бенитеса (Карлос Диез), который работает в Кабуле. Никто из кардиналов даже не знал о существовании этого священника, которого, по-видимому, пригласил в Рим бывший Папа перед своей смертью. И многие из них с опаской относятся к католическому священнику из мусульманской части мира. Правила, диктуемые конклавом, создают серьезное напряжение, поскольку о претендентах известно не так много реальных фактов. Лоуренс не горит желанием играть Пуаро, но чем больше он узнает о кандидатах из обрывков информации, которыми делятся окружающие, тем больше он вынужден нарушать правила, нуждаясь в твердых фактах, а не в слухах. Постепенно Лоуренс становится осторожным и умным детективом, действующим в экстремальных обстоятельствах, поскольку его влияние начинает расти и он получает голоса, которые, как он утверждает, не хочет. Теперь Лоуренс должен сделать нелегкий выбор между благом общественным и личным…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: автор романа «Конклав» 2016 года, Роберт Харрис и сценарист Питер Строган («Шпион, выйди вон!») нашли юмор и саспенс в вымышленных выборах нового Папы. Фильм выходит в США всего за несколько дней до реальных выборов президента. Некоторые намеки на его актуальность были встречены понимающими смешками еще на премьере в Торонто (сравнение с «американским политическим съездом» или сожаления от необходимости выбрать меньшее зло). Но это не тот фильм, сюжет которого специально подгоняли под самое значимое событие 2024 года. Потому-что так случается всегда и на любых выборах. И, естественно, это является электризующим элементом фильма. Ведь герои ведут дебаты о том, как должна выглядеть современная церковь, какие жертвы следует учитывать и как трудно убедить некоторых в необходимости развития.  
Сама тема предполагала, что мы увидим триллер в исполнении характерных актеров, ведущих разговоры в тихих и темных  комнатах, но Эдвард Бергер придает ему серьезный динамизм. После его оскароносного военного фильма («На Западном фронте без перемен») и «Конклава», можно понять, почему имя немецкого режиссера ненадолго связали со следующим фильмом о Бонде (слух, который он с энтузиазмом опроверг). Бергер дал возможность великолепным актерам показать себя во всей красе. Кроме Рэйфа Файнса, чудесно властного Джона Литгоу и мятущегося СтэнлиТуччи, можно отметить Изабеллу Росселлини в роли всевидящей сестры Агнес, которая прикусывает язык почти на два часа, но также знает, когда открыть рот.  
Фильм поднимает несколько сложных тем. Действительно ли участие в выборах черного  Папы является признаком прогресса, если он придерживается мерзких взглядов на сообщество ЛГБТ? Насколько можно подправить и модернизировать древнюю религию, прежде чем она полностью потеряет свою совместимость с современным миром?
Но самое сложное режиссер оставляет для финала. Даже зрители, которые думали, что догадались о личности следующего Папы, будут удивлены финальным поворотом, который вполне соответствует амбициозной идее фильма - перенести определенность прошлого в непредсказуемое, головокружительное, но принципиально новое будущее. Возможно, такой поворот вызовет яростные споры. Но не следует забывать, что «Конклав» - это, в первую очередь, перенесенный на экран глянцевый роман в стиле «Аэропорта» Хейли и только во вторую - глубокая драма о мире религии...
Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *