Рецензия на фильм «Оценка» (film The Assessment) (5084)

Элизабет Олсен и Химеш Патель играют с Алисией Викандер в «дочки-матери»…

Странно. Неудобно. Увлекательно. Так можно сказать о фильме дебютантки Флёр Форчун. Флер Форчун - половинка дуэта кинорежиссеров Fleur & Manu Она снимала видеоролики для таких исполнителей, как Travis Scott, The Avalanches и нескольких коммерческих компаний, включая Nike и Chloé. Монтажом «Оценки» занимался сам Йоргос Лантимос - и это ошеломляющее расследование свободы воли, воспитания детей и бюрократии. В главных ролях - Элизабет Олсен, Алисия Викандер, Химеш Патель, Минни Драйвер, Бенни О. Артур, Тьяго Брага де Оливейра, Леа Харви, Николас Пиннок, Шарлотта Ричи, Малайя Штерн Такеда. Хронометраж - 01:49. Бюджет - €1 000 000. Премьера - 08.09.2024 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 05.04.2025. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: в мире будущего произошла страшная война, почти уничтожившая человечество. Ради выживания люди максимально экономят на всем: истребили всех животных, стали использовать только экологически чистые источники энергии, а государства отгородились друг от друга стенами. Для контроля популяции изобрели препарат синоксидин: он подавляет фертильность и позволяет жить более ста лет. Только избранным парам разрешают завести ребенка — для этого супруги должны удачно завершить семидневный тест, проверяющий родительские навыки. Миа (Элизабет Олсен) и Аарьян (Химеш Патель) решают испытать судьбу: к ним домой приходит экзаменаторша Вирджиния (Алисия Викандер) и после первого более-менее спокойного дня начинает периодически вести себя, будто она и есть маленькая дочка Мии и Аарьяна….  
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фантастические антиутопии, мир которых отличается от нашего только несколькими продвинутыми технологиями, попадают в ряд high-low-концепт кинопроизведений. Ярчайший пример high-low-концепта — многие серии «Черного зеркала», где лишь пара вещей напоминают нам о том, что герои живут в мире будущего. Придуманная технология, авторская гиперболизация вскрывает какую-либо проблему современности, будь то зависимость людей от социальных сетей, политические фейки или гиперопека детей посредством технологий. Почти до самого финала дебюта режиссерка «Оценки» Флёр Фортюне идет по этому же пути: мир ее картины понятен после пары объясняющих предложений, быт героев не вызывает вопросов. Основной элемент фильм — испытание, которое обязаны пройти Мия и Аарьян ради зачатия ребенка. Строгий тест на родительство для каждого кандидата — интересный концепт, который можно рассмотреть с нескольких сторон.
Самый очевидный ракурс — психологически-социальный. Во время одного из заданий Мия и Аарьян за ночь строят мини-домик для Вирджинии: после завершения конструкции остается одна трубка, которая никуда не подходит. В инструкции к строению говорится, что никаких лишних деталей не должно остаться, иначе здание может рухнуть и поранить кого-то. Страх, который можно увидеть в глазах Мии, и ее последующее решение выкинуть трубку в море неподалеку отражают проблемы постоянной самокритики родителей. Образ «хорошей матери/отца» недосягаем, но тем не менее люди винят себя, когда совершают ошибки. Тему родительской вины режиссерка Фортюне развивает на протяжении всего фильма: супруги хотят пройти тест без каких-либо погрешностей, но раз за разом срываются, неправильно реагируя на выходки Вирджинии. Мысль о том, что родительство является испытанием, к которому никто не может быть полностью готов, ценна, но кажется, что не ради нее снималось кино. Слишком много лишних деталей, связанных с влиянием государства на людей и его контролем.

«Оценку» можно также рассмотреть с классово-политического ракурса. Во многих наиболее богатых странах уровень рождаемости падает: происходит это не из-за личного желания не рожать, а потому что потенциальные родители не чувствуют себя достаточно защищенными и не уверены, хватит ли им денег на ребенка. В «Оценке» безымянное государство не только стерилизовало почти все свое население, но и разрешает только лучшим людям, 0,1% из всех граждан запросить экзаменацию, то есть самым богатым и образованным. Вездесущий глаз правительства, силу его манипуляций воплощает чиновница Вирджиния: она подсматривает за сексом Мии и Аарьяна и ради дела готова подвергнуть свою жизнь опасности.
Классическая черта антиутопий конца и середины XX века — это конфликт тоталитарного государства и слабого человека, желающего свободы и мечтающего о побеге. В «Оценке» общество также живет по тоталитарным законам выживания, где нет главного врага в лице другой страны, а есть только умирающая планета, ради сохранения которой можно пожертвовать чем угодно. Оказывается, что у людей во вселенной фильма есть альтернатива для существования — за пределами неназванного государства живут диссиденты, лишенные доступа к эликсиру «вечной молодости» синоксидину. Противопоставление свободного, но лишенного секрета долголетия общества и другого, закрытого и регулируемого жесткими правилами, создает еще один конфликт в «Оценке», слабо сочетающийся с проблематикой родительства, которой посвящена большая часть хронометража картины.
Дополнительно к этому команда сценаристов выстроила еще третью сюжетную линию о побеге в мир компьютерной утопии. Аарьян работает дизайнером животных — он проводит многие часы в виртуальной комнате, где воспроизводит на компьютере вымершие виды питомцев, чтобы они могли составить компанию людям. Тема электронного рая, куда человек готов уйти с головой в попытке сбежать от реальных проблем, интересна, только она ломает правила игры произведения. Если технологии настолько продвинуты, что программист способен создать идеальное электронное животное, то ничто не мешает ему сделать ребенка. Возникает вопрос: «Почему не предлагать всем гражданам виртуальных детей и партнеров?» — но авторы картины оставляют его без ответа…(Дмитрий Елагин)
РЕЗЮМЕ: придуманный авторами «Оценки» мир объемен и интересен, но чем больше его деталей появляется по ходу сюжета, тем больше возникает внутренних логических конфликтов и путаницы. Из «Оценки» очень тяжело выделить основную тему — настолько сюжет фильма, который, казалось бы, должен развиваться по ступеням семидневного экзамена, разбегается к финалу в разные стороны. Из-за этого первоначальная мысль о трудностях родительства и высоких запросах общества растворяется в постороннем шуме и кажется не важной, хотя именно на ней держится весь фильм….

подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *