Материнство без маски…
Было бы странно ждать от Мариэль Хеллер - авторки академичных биографических драм «Сможете ли вы меня простить?»и «Прекрасный день по соседству» — резкого превращения в старика Кроненберга («Муха» и др.)или какую‑нибудь модную француженку («Субстанция»), но надежд, которые поначалу подает «Ночная сучка», она совсем не оправдывает. Элементы боди-хоррора и магического реализма, которые были в первоисточнике Рейчел Йодер, так и остаются нерешительными полунамеками: если бы Хеллер не минимизировала, а убрала их вовсе, фильм, думается, не пострадал. В главных ролях - Эми Адамс, Скут Макнэри, Мэри Холлэнд, Керри О’Мэлли, Джессика Харпер, Зои Чао, Элла Томас, Лора Медоуз, Рослин Джентл, Майкл Эндрю Бэйкер. Хронометраж - 01:38. Рейтинг R. Премьера - 07.09.2024 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 07.12.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: каждый день безымянной Матери (Эми Адамс) отчаянно напоминает предыдущий: она встает, не выспавшись, жарит хашбрауны на завтрак, кормит сына, ведет его в парк, потом в библиотеку, идет с ним в магазин, ну и так далее. Еще недавно у нее были амбиции художницы — вероятно, поэтому она не то интроверт, не то сноб и с другими молодыми мамами общается без энтузиазма. А больше ей и не с кем разговаривать: старые друзья остались в большом городе, муж (Скут МакНейри) пропадает в командировках и появляется раз в неделю, чтобы изречь какую‑нибудь благоглупость в духе «счастье — это выбор». Надо ли говорить, что с каждым днем Мать все больше звереет — в конце концов и в буквальном смысле…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: где‑то внутри компактных, но невнятных 98 минут «Ночной сучки» спрятан фильм, которому есть не только что сказать, но и что показать. Отвечая на мужской шовинизм и системный сексизм, Мариэль Хеллер формулирует свой праведный месседж в самом начале фильма. Это монолог Матери в ответ на будничный вопрос «Как дела?», оказывающийся, конечно же, воображаемым, тогда как на самом деле она улыбается и отвечает: «Прекрасно, я обожаю быть мамой». Этот не самый оригинальный прием — скоропалительная квинтэссенция «Ночной сучки», которой хочется быть кинематографом, но суждено остаться нравоучением.
«Ночная сучка» — ожидаемый бенефис Эми Адамс, прервавшей серию явных промахов («Элегия Хиллбилли», «Дорогой Эван Хансен», «Женщина в окне») эффектной ролью, благодаря которой она смотрит на всех (включая детей и кошек) зверем и превращается в собаку. Даже когда фильм топчется на месте (то есть довольно часто), Адамс ищет в своей героине глубину и дичь, которой, кажется, нет в сценарии (эксперты предрекают актрисе номинацию на «Оскар»). Другим актерам повезло меньше: и муж, и подруги Матери — не столько персонажи, сколько архетипы, а то и вовсе карикатуры. Единственное исключение — звезда оригинальной «Суспирии» Джессика Харпер, чья героиня, как и упрямый закадровый текст, внезапно вступают в перекличку с «Барби».
Тут есть хорошие сцены в магазинном буфете, с капустой (которая, разумеется, выступает метафорой) и под песню Джоанны Ньюсом. Но чем смелее ведет себя Адамс, тем меньше смысла в том, реальна ли трансформация Матери. Первая концовка фильма впадает в такую унылую дидактику (материнство важно, но не заменяет всего остального, мужчины беспечны, но исправимы, у любых двух мам гораздо больше общего, чем отличий), что напоминает разжеванное детское пюре. Вторая же концовка вообще никуда не годится. А, впрочем, стоило ли ждать откровений от фильма, чье краткое содержание («Motherhood is a bitch») — слоган на его афише?..(Сергей Степанов).
подготовил Николай Лежнев