Три задачки на формулу абьюзивных отношений от мастера абсурда…
После триумфальной победы «Бедных-несчастных» на Венецианском кинофестивале прошлого года ожидания от нового фильма Йоргоса Лантимоса на смотре в Каннах были скорее сдержанные. Даже великие не выпускают шедевры с разницей всего лишь в год, а значит можно снизить планку и вернуться в старый-добрый край недоброго абсурда. В главных ролях - Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли, Хонг Чау, Джо Элвин, Мамуду Ати, Хантер Шафер, Кристал Элейн Чэмберс, Аби Бо. Хронометраж - 03:10. Премьера - 17.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера (Греция) - 30.05.2024. Премьера (США) - 21.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Виды доброты» - кино чрезвычайно злое. Но речь не о глобальном зле, которое, как известно всегда банльно, а о мелком пакостничестве, ехидстве, издевательствах, йорничестве и прочих ядовитых укусах чужого эго. Три новеллы рассказывают о разных гранях, градациях и соответственно последствиях созависимых отношений всех форм дисфункциональности.
В открывающем сегменте мужчина (Джесси Племонс) готов пойти на все ради своего благодетеля (Уиллема Дефо): 50 оттенков жертвенности в обмен на один покровительственный взгляд. Во второй - супруг (опять Племонс) подозревает, что вместо жены (Эмма Стоун) потерявшейся где-то в объятиях дикой природы, спасатели эвакуировали похожее, но совершенно чуждое существо.
Третья и финальная новелла, самая подробная и сложно сочиненная, включает сектантов, близнецов, Маргарет Куэлли, воровство собак и исцеление - в разном порядке и произвольных комбинациях элементов.
Как победитель, которому не нужны новые подтверждения собственной авторской значимости, Йоргос Лантимос решился на хулиганство, созвучное его ранним короткометражкам. Зрителям за немалый хронометраж в три с лишним часа предлагается испытать все грани чувства дискомфорта. Впрочем, в самоуверенном эпатировании есть и стиль, и шарм, и обаяние: Йоргос объединился с самыми близкими и бесстрашными единмышленникми и единосышенницами, чтобы высмеять добровольное починение чужим капризам.
Некоторые совершенно восхитительные сцены и идеи вполне претендуют на самые смелые кинематографические этюды в фильмографии Лантимоса, но совершенно не хочется пересказывать сумасбродные находки в тексте - будто выдавать «престиж» еще до выхода фокусника. Пожалуй вместо того чтобы отвечать на вопрос «что» можно попробовать объяснить «как». «Виды доброты» формально далеки от «Фаворитки» и тем более «Бедных-несчастных» - кино вышло куда более лаконичное, компактное и скупое на детали. Но несмотря на визуальную сдержанность выразительность кадра выкована бесконечной тревожностью, которую провоцирует в первую очередь сбитая симметрия. А когда зритель достаточно погружен в невроз и силится сделать предположения, что же будет дальше, в дело вступают телесные безобразия разной градуса кровожадности - пальцы, головы и внутренние органы то и дело прощаются в кадре со своими обладателями.
Как часто и бывает в случае полных метров составленных из нескольких коротких, новеллы ощущаются неравнозначными: второй сегмент с пропавшей и вернувшейся женой явно претендует на позицию фаворита в раскладе и упоительно живописует манипуляторские практики в парах — абьюз для чайников: бесплатно и без регистрации. Эмма Стоун и Джесси Племонс физически наслаждаются игрой в дисфункциональные отношения, которые приводят к запоминающемуся финалу, срывающимся аплодисменты как куш в казино. Первая запоминается издевательским тоном отношению к любителям маски жертвы, а третья рискует запутать в слоях иронии и несколько придавить продолжительностью.
Пожалуй, единственное, что может чуть огорчить во время встречи с новой картиной Лантимоса - некая несбалансированность конечностей фильма-Франкенштейна, которые идет долгую дорогу не всегда уверенной походкой. С другой стороны стороны - должны настать самые дурные для кинематографа времена, чтобы критики начали жаловаться на чувство юмора и меры Йоргоса. Будет надеяться мы их не застанем…(Настасья Горбачевская)
подготовил Николай Лежнев