Художник Марко Перего, муж звезды «Стражей Галактики» и «Стартрека» Зои Салданы, дебютирует в качестве кинорежиссера. И для своего фильма он выбрал достаточно сложную тему иммиграции. О том, что эта тема сейчас очень актуальна для США, говорит серьезный продюсерский состав картины - Мартин Скорсезе, Рик Йорн («Волк с Уолл-Стрит») и Александра Милчан («Тар»). В главных ролях - Зои Салдана, Гарретт Хедлунд, Адриа Архона, Том Уэйтс, Крис Кой, Сара Миних. Хронометраж - 01:45. Премьера - 23.06.2023 (Taormina film fest). Премьера (мир) - 12.04.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: мексиканка Эсми (Зои Салдана) - экзотическая танцовщица. Она вынуждена бежать из своей страны, так как убила клиента, который пытался ее изнасиловать. Эсми узнает, что покойник был членом картеля и теперь решает воспользоваться услугами «койотов» (контрабандистов людей). Направляясь к границе со многими другими мигрантами, Эсми подружилась с молодой женщиной и ее маленькой дочерью. Когда ее новую подругу забирают из группы еще до перехода границы, она становится защитницей напуганной маленькой девочки. В конце концов, им тоже приходится расстаться: Эсми устраивается на нелегальную работу домработницей в мотеле….
Агент Иммиграционной полиции (ICE) Шипп (Гаррет Хедлунд) недавно переехал на новое место работы. Он настоящий фанат своей работы и даже добровольно, во время тренировки, испытал на себе действие электрошокера. Однако, в отличие от своего нового партнера Доббинса (Крис Кой), который говорит «мы против них», Шипп искренне сочувствует мигрантам и готов применять силу лишь тогда, когда это абсолютно необходимо. Проблемы иммигрантов становятся еще более личными для Шиппа, когда он обнаруживает, что его новая девушка Ядира (Адриа Архона) сама не имеет документов и что ее братья являются «койотами». Когда он отправляется исследовать мотель, в котором работает Эсми, их жизни пересекаются и вместе они пытаются спасти маленькую девочку, которую где-то спрятали контрабандисты…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на режиссерский дебют художника Марко Перего явно повлиял его опыт в области визуального искусства. Среди его работ есть крупномасштабная скульптура, состоящая из залитых бетоном ботинок, изображающих детей, погибших при бегстве из Сирии. Режиссер приукрашивает элементарную историю визуальными эффектами, одновременно поразительными но, в то же время, граничащими с претенциозностью. Монтаж перед титрами, кульминацией которого является гигантский крупный план глаза, по большей части напоминает видеоинсталляцию, а сцен при свечах достаточно, чтобы заполнить ими рождественский вертеп. У режиссера, безусловно есть присущее ему яркое видение, что подчеркивает аргентинский оператор Хавьер Хулиа, снимая в живописных сумерках. Но слишком часто Перего в своем фильме старается вам демонстративно это показать.
Режиссер предоставил своей реальной супруге Зои Салдане одну из ее лучших ролей за долгое время. В каком-то смысле даже приятно видеть, как она получает передышку от многочисленных блокбастерных франшиз («Звездный путь», «Аватар», «Стражи Галактики»), не говоря уже о том, что мы наконец-то увидим ее реальное лицо без инопланетного макияжа. В своей роли, в основном испаноязычной, Салдана убедительно передает постоянное горе от происходящего, выражение ее лица несет в себе приглушенную муку. Но это не отменяет того факта, что «Отсутствие Эдема» представляет собой уже печально знакомую историю человеческих страданий, порожденных пограничным кризисом.
Тем не менее, внимание в фильме привлекает печальный стоицизм героя Гаррета Хедлунда. Шипп редко разговаривает, и его сдержанное поведение нарушается только в присутствии Ядиры. Он еще не испорчен токсичной атмосферой ICE, поэтому режиссеру не нужно его очеловечивать, но он все же отображает его переход к тому, чтобы стать более похожим на циничного Доббинса. Перего любит моменты, когда его персонажи находятся на пределе возможностей. В тяжелой сцене Эсми - пленница, попавшая в ужасную безвыходную ситуацию, кричит в отчаянии, не издавая ни звука. Другая сцена показывает Ядиру, в слезах умоляющую Шиппа, когда ее настоящее имя раскрывается. Игра актеров в такие моменты поднимает фильм на новый уровень.
Разумеется, присутствие на экране наркотиков, торговли людьми и множества стереотипных латиноамериканских плохих мужиков будет узнаваемо. Тем не менее, Марко Перего высказывает и другие важные замечания по поводу безудержной ксенофобии, которая подпитывает иммиграционный дискурс. Сцена в середине фильма, когда отношения Шиппа с Ядирой углубляются, показывает предубеждения Доббинса, стандартные для сотрудников его отдела. Когда Доббинс слышит, как Ядира говорит по-испански в мексиканском ресторане, он инстинктивно спрашивает, где она родилась, утверждая, что это только ради знакомства с ней. Ближе к концу картины Эсми произносит речь о плохом обращении с ее народом в этой стране - ее ярость более ощутима в произносимых ею звуках, чем в самих словах. И, хотя нити фильма не кажутся полностью проработанными, именно такие моменты придают «Отсутствию Эдема» достаточно размаха, чтобы служить сильной визитной карточкой для Марко Перего….
Николай Лежнев