Жизнь как один день…
Номинант на каннскую «Золотую пальмовую ветвь», иранская семейная драма Саида Рустаи, напоминает о том, как важно пытаться находить общий язык с родными и близкими, даже если они совсем не слушают. В главных ролях - Таране Алидости, Саид Пурсамими, Навид Мохаммадзаде, Пейман Моаади, Мохаммад Али Мохаммади, Фархад Аслани, Мохаммад Джавад Бабапур, Найерех Фарахани, Мехди Хоссеинини, Сахар Халили. Хронометраж - 02:45. Бюджет - $5 000 000. Премьера - 25.05.2022 (Каннский кинофестиваль). Цифровой релиз - 25.04.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: у Лейлы (Таранех Алидусти) есть четыре брата: Алиреза (Навид Мохаммадзадех), Манучехр (Пайман Маади), Фархад (Мохаммад Али Мохаммади) и Парвиз (Фархад Аслани). Из пятерых зарабатывает только Лейла - Алиреза уходит с завода после разгоревшихся беспорядков из-за задержек зарплаты. Парвиз подрабатывает уборщиком, но у него есть жена и дети. Манучехр целыми днями смотрит бои без правил, Фархад просто где-то пропадает. Пожилые родители получают пенсию, но, разумеется, выплат от государства недостаточно для покрытия общих расходов. Они не голодают, им есть где жить, но в целом семья Джераблу неуклонно катится в пропасть. Впрочем, озабочена ухудшением материального положения только Лейла, она и придумывает для братьев план, как выбраться из бедности….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Братья Лейлы» - третий фильм Саида Рустаи и первый случай его публичного столкновения с иранскими властями. Каннская премьера не была согласована с соответствующими госорганами исламской республики, некоторые актёры, будучи во Франции, высказались в поддержку протестов в Иране - в результате на родине картина была запрещена. Предыдущие картины Рустаи («Зависимые» и «Жизнь и один день») прокатывались в Иране без проблем и даже получали награды на местных кинофестивалях.
В «Братьях Лейлы» Рустаи продолжает дело своего прославленного соотечественника Асгара Фархади и рассматривает трещины на портрете иранской семьи. Рассматривает долго, пристально, может, даже излишне пристально - картина идёт почти три часа. На такой солидной дистанции становятся особенно заметны недостатки: вторичность по отношению к тому же Фархади (который, кстати, был в жюри Канн-2022, но оставил соотечественника без наград), излишнее многословие героев. Отдельные сцены удачно выбиваются из повествования, как в случае со свадьбой или беспорядками на производстве, но большая часть хронометража оставляет впечатление монотонной беседы о тяготах жизни.
Свадьба вообще играет в фильме центральную роль. Как сюжетно - к торжеству ведут все тропинки первой половины, от него расходятся все дорожки второй части, так и кинематографически - увлекательнейшая сцена, яркая, красочная, от неё невозможно оторваться. И тут внутренний турист начинает думать «вот она какая, настоящая персидская свадьба». Причём совершенно не важно, такая она на самом деле или нет. Весь фильм сжимается в один праздничный день, в 40 золотых монет пожилого отца Лейлы, которые он втайне копил всю жизнь, а теперь хочет подарить на свадьбу родственникам, чтобы стать патриархом клана и на старости лет наконец получить долю уважения от высокомерной родни. Но на те же деньги можно было бы выкупить помещение под магазин и начать свой бизнес. И в перспективе разбогатеть и перестать спать всем вместе на полу.
40 золотых монет расшатывают семью Джераблу изнутри, причём чем больше они растут в цене (действие картины приходится на период падения иранской валюты после твитов Дональда Трампа в январе 2020-го), тем дальше идут трещины по отношениям между братьями, Лейлой и родителями. Подсанкционный Иран оказывается не в состоянии обеспечить не обладающим предпринимательскими способностями гражданам достойного уровня жизни, экономика трещит по швам из-за двух твитов американского президента. Здесь можно было бы далеко уйти, но и так растянувший хронометраж режиссёр остаётся в рамках семейной драмы (Владимир Бурдыгин)
РЕЗЮМЕ: никакого «кто виноват» и «что делать» у Рустаи, конечно, нет, никто не виноват и делать нечего, только жить дальше, растить детей и заботиться о родителях, а остальное как-нибудь придёт. Одно и то же положение разные герои могут видеть и как безысходное, и как вполне обнадёживающее, у каждого будет своя правда, вопрос только, зачем были эти три часа. Вряд ли ради этнографического экскурса или очерка о моральном состоянии иранского общества. И о том, и о другом отснято уже очень много материала, и новый фильм в 165 минут длиной не делает ни мировую, ни национальную кинематографию богаче. К сожалению, в «Братьях Лейлы» нет ни ответов, ни вопросов, а на месте фильма - две отличные сцены и пятидесятый пересказ давно известной истории о неумении разговаривать с близкими. Остаётся только пожать плечами и кивнуть: да, такие вот дела…
подготовил Николай Лежнев