Рецензия на фильм «Эмили» (film Emily) (4007)

Восторженное воспоминание о художественных открытиях Эмили Бронте…

Жизнь Эмили Бронте - непреходящий объект восхищения. Такая короткая жизнь - скудная на события и ограниченная в пространстве. И все же она написала великолепные стихи и роман «Грозовой перевал». Как это могло произойти? Наверное, причиной этому - гениальность в паре с яркой внутренней жизнью. Но поскольку ничто из этого не является кинематографическим, картина «Эмили» предполагает, что могло заставить Бронте писать так, как она написала. Конечно же, перед нами современный «спекулятивный биографический фильм», но в нем нет ни Билли Айлиш в саундтреке, ни ломки четвертой стены, ни шутливых надписей, ни других подобных приколов. И это является огромным облегчением. Тем не менее, у режиссера Фрэнсис О'Коннор (как актриса сыграла главную роль в «Госпоже Бовари») получилось восхитительное и смелое кино. Если бы вы спросили, пробовала ли когда-нибудь Эмили опиум или была ли у нее страстная связь с сексуальным священником, я бы рассмеялся вам в лицо. Но здесь в это веришь полностью. В главных ролях - Эмма Маккей, Оливер Джексон-Коэн, Эдриан Данбар, Финн Уайтхед, Александра Доулинг, Джемма Джонс, Саша Паркинсон, Амелия Гетинг, Гарри Антон, Джеральд Лепковский. Хронометраж - 02:10. Рейтинг R (16+). Премьера (мир) - 09.09.2022 (TIFF кинофестиваль в Торонто). Цифровой релиз - 17.11.2022. Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: своенравная Эмили Бронте (Эмма Маккей) почти не покидает родовое поместье в Йоркшире. Она живет в мире печальных грез, боготворит брата Бренуэлла (Финн Уайтхед), терпит покровительство старшей сестры Шарлотты (Александра Доулинг). Однажды их дом принимает постояльца - обаятельного викария Уильяма Уэйтмана (Оливер Джексон-Коэн). Эмили влюбляется в него, переживая мгновения тайной страсти, бунт, взлеты и падения. Отказываясь жить с оглядкой на других, она бросает вызов себе и возлюбленному…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ:  своим ошеломляющим дебютом актриса, а теперь и режиссер, Фрэнсис О'Коннор утверждает, что важна прежде всего эмоциональная правда, а не простое изложение того, что произошло. Хотя настоящей Эмили Бронте, возможно, и не было в фильме, эта яркая история выглядит той самой правдой, которая будет существовать еще очень долго, когда про факты забудут. Простора для фантазии у режиссерши хватало. Известны всего-лишь два изображения Бронте - одно в окружении семьи, а второе многие считают портретом ее сестры Энн. То немногое, что было написано о ней, исходит от ее сестры Шарлотты, автора «Джейн Эйр». Эмили практически не выезжала из дому в английской глубинке, хотя некоторое время училась в Брюсселе. Экранная же Эмили балуется интоксикантами и предстаёт весьма страстной для IXX века особой. Если Фрэнсис О’Коннор видела в этом образе некий микс писательницы и ее героини, надо ж было предупреждать! 

Визуальным воплощением картины режиссера-дебютанта можно только восхищаться. Иногда увиденное напоминает «Барри Линдона» Стэнли Кубрика - мечтательные пейзажи вересковых болот  Западного Йоркшира усиливаются великолепным естественным освещением. На этом фоне по-особому звучат остроумные, лирические и совершенно трогательные диалоги. Несмотря на то, что «Эмили» является несомненным визуальным чудом, фильм не стал бы настолько глубокомысленным без блестящей игры актеров. Хотя 26-летняя Эмма Маккей известна по сериалу «Сексуальное просвещение» и по роли возлюбленной Гюстава Эйфеля в драме «Эйфель», именно благодаря «Эмили» темноволосая копия Марго Робби может сделать первые шаги к обретению звездного статуса! Кстати, в фильме «Барби» выход которого намечен в 2023 году,  Эмма снялась вместе с Робби, Райаном Гослингом, Уиллом Феррелом и Кейт МакКиннон.

Вызывает удовольствие игра Финна Уайтхеда в роли Бранвелла, брата и единственного союзника Эмили. Его эйфорическая неуклюжесть и танцы постоянно оживляют действие и так или иначе позорят семью. Оливер Джексон-Коэн в роли Уильяма Уэйтмана, измученного возлюбленного Эмили, пронзает публику взглядом своих глаз! Они показывают полное согласие с его желаниями, хотя это находится в прямом противоречии с цветистыми проповедями Оливера насчёт благочестия в целомудренности.

Если же немного поворчать (как без этого!), то Фрэнсис О'Коннор практически выбрасывает из фильма сестёр Эмили - Энн (автора «Агнес Грей») и знаменитую Шарлотту (автора «Джейн Эйр»). При каждом кратком появлении Шарлотты, она художественно - а в какой-то момент и романтически - противостоит своей сестре. Напротив, их брату Бранвеллу досталось рекордное количество времени по сравнению с другими фильмами о Бронте. Возможно, Фрэнсис О'Коннор, предполагает, что темы инцеста, которые встречаются в «Грозовом перевале» могут иметь семейные корни?..

Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *