«Розгапликуйте цей гаплик…»
Премьера новой «Матрицы», сольного фильма режиссера/режиссерши Ларри/Ланы Вачовски ещё только предстоит. Но, кажется, кассовым лидером сезона окажется невероятная картина Джона Уоттса, который начинал с бюджетной «Полицейской тачки», а закончил впечатляющим переосмыслением истории Человека-паука. Без спойлеров рассказывать о его новом фильме просто невозможно. Но, поверьте, Уоттс вас удивит, и не один раз. Не зря в технических данных картины скрыты фамилии нескольких знаменитых актеров, а перед премьерой был опубликован ролик, в котором Том Холланд, Зендея и Джейкоб Баталон просили зрителей ни с кем не делиться сюжетом после просмотра. Впрочем, примкнувший к ним Джейми Фокс сам оказался реальным спойлером. Фильм стоит посмотреть в кинотеатре Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza) на Лыбидской. Здесь используется лазерный проектор Barco DP4K-32B. Вместе с экраном Clarus XC с новой технологией покрытия 4-го поколения, они обеспечивают максимальную яркость и ошеломляющую передачу цвета. А высококачественная аккустическая система позволит услышать малейший шорох. В главных ролях - Том Холланд, Зендея, Бенедикт Камбербэтч, Мариса Томей, Джон Фавро, Дж.К. Симмонс, Энгаури Райс, Уиллем Дефо, Джейми Фокс,Альфред Молина, Джейкоб Баталон. Хронометраж - 02:30. Рейтинг PG-13 (12+). Премьера (мир) - 15.12.2021. Премьера (Украина) - 16.12.2021 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 8/10
О ЧЕМ КИНО: жизнь Питера Паркера (Том Холланд) из сказки превратилась в кошмар: весь мир узнал, кто скрывается под маской Человека-паука, а из-за обмана Мистерио люди думают, что юный Мститель может быть опасен. От репутации героя страдают и его друзья: Эм-Джей (Зендея) и Неда (Джейкоб Баталон) не принимают в Бостонский технологический колледж, тетю Мэй (Мариса Томей) измучили папарацци, а Хэппи (Джон Фавро) оказывается в центре федерального расследования. Чтобы искупить свою вину, Паркер отправляется к Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч) и просит его провести обряд забвения, после которого все в мире забудут о событиях последних дней. Пару раз прервав заклинание, Питер тем самым нарушает пространственно-временной континуум, и со всех уголков мультивселенной в Нью-Йорк стекаются злодеи, которые хотят расквитаться с Человеком-пауком. А это такие опасные персонажи, как Доктор Октавиус (Альфред Молина), Зелёный Гоблин (Виллем Дефо), Электро (Джейми Фокс), Песочный человек (Томас Хейден Черч) и Ящер (Рис Иванс). Доктор Стрэндж вначале предлагает: «Розгапликуйте цей гаплик…», затем желает решить проблему простым и радикальным путём, но Питер Паркер хочет дать шанс этим людям, волей рока превратившихся в настоящих монстров…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: редко выходит фильм, способный сплотить зрителей настолько, насколько это, скорее всего, удастся «Додому шляху нема». В последние годы эксперты как один твердили о смерти кинопроката, но заключительная часть паучьей трилогии восстанавливает справедливость в индустрии и возвращает большую публику в залы (пускай даже на пару уик-эндов). Ключ к этому феномену кроется не в одной лишь фанбазе: супергероика Джона Уоттса подытоживает не только события новой перезагрузки, но и двух предыдущих серий о Питере Паркере, заставляя тем самым зал дышать, смеяться и плакать в едином порыве. Кто-то найдёт здесь злостное спекулирование на фан-сервисе, другие - дань уважения канону. Истина, разумеется, где-то рядом, и не нужно обладать паучьим чутьем, чтобы до неё добраться.
В «Додому шляху нема» действительно очень много локальных шуток, отсылок и персонажей. Но в то же время вокруг двух предыдущих инкарнаций Паука в частности и гигантской вселенной Marvel в общем образовался такой внушительный культ, что среди потенциальных зрителей, кажется, не осталось ни одного, кто бы не знал о меме «Я и сам своего рода учёный», вечном споре о лучшем Питере Паркере (Тоби Магуайр, разумеется!) и других фанатских междусобойчиках. За пару десятилетий небольшая когорта гиков разрослась до целой армии знатоков комиксов, фильмов и сериалов. Именно поэтому нового «Паука» надо смотреть в зале, подхватывая охи и вздохи, хлопки и топанье ногами, - проще говоря, разделяя уникальный кинотеатральный опыт с другими зрителями, которые тоже пронесли с собой Питера Паркера из юности в отрочество и, наконец, в зрелость.
И всё же в «Додому шляху нема» нетрудно заметить какую-то раздражающую лояльность к публике. То, чего вы больше всего ожидаете перед просмотром, в точности случится на экране - никакого обмана и ловкости рук. Зал здесь находится в трепетном предвкушении не того, «что произойдёт», а «когда произойдёт». В этой истории всё ясно заранее, ещё со стадии первых релизов и интернет-сливов: «Нет пути домой» - трогательный, но манипулятивный в каждой минуте трибьют, который пытается одновременно и угодить публике, и сдвинуть застойного Паука Холланда с мёртвой точки (что бы ни говорили, из всех трёх Паркеров этот самый статичный, и в финале трилогии ему действительно нужна была встряска).
Третью часть, конечно, можно назвать милой валентинкой всем франшизам о Пауке, но ей недостаёт главного - визуального задора, магии кино, которая сделала трилогию Рэйми и дилогию Уэбба настолько запоминающимися. Для фильма, вроде бы вбирающего в себя лучшее от каждой из частей, он снят возмутительно просто: ни тебе хитрого монтажа из 00-х, ни эффектных полётов из серии с Гарфилдом - скорее концентрированный Marvel, где экшен-сцены отданы на аутсорсинг графическим мастерам. Лучшие визуальные находки «Нет пути домой» - те, где фигурирует Доктор Стрэндж, и все эти эпизоды захватывают куда хлеще паучьих сражений со Зловещей Шестёркой.
В этом смысле «Додому шляху нема», скорее всего, повторит судьбу другого народного хита - «Мстители: Финал». Завершение саги о команде супергероев стало одним из самых кассовых фильмов в истории, било рекорды по обсуждениям на форумах, однако спустя несколько месяцев и пару-тройку новых частей вселенной Marvel, по ощущениям, кануло в небытие, оставшись важным, но всё же эпизодом гигантского сериала. Третий «Человек-Паук» - тоже кино промежуточное, связующее, скажем, нового «Доктора Стрэнджа», продолжения «Венома» и другие важные ответвления франшизы. Уникальность событий теряется, когда понимаешь, что они лишь незначительная часть в гигантской кинокомиксовой вселенной.
РЕЗЮМЕ: впрочем, кое-что всё-таки мешает фильму Уоттса окончательно погрязнуть в эпопее сиквелов, приквелов и метапродолжений. «Людина-павук: додому шляху нема» - кино, несмотря на весь свой мрачный тон (приготовьте платки - плакать здесь придётся часто), поистине новогоднее. И повествует оно, в сущности, о тех же вещах, что и прошлые серии: в случае юного Паркера Холланда - о взрослении, свалившейся из ниоткуда ответственности, а что важнее, победе над собственным инфантилизмом. Питер должен принять свою неидеальность, смириться с травмами прошлого и начать жить по-новому. Заклинание вечного забвения, а вместе с ним и Рождество в финале красиво обрамляют всю паучью вселенную: неудачи перезапусков забудутся, старые ошибки будут исправлены, и в памяти останется лишь хорошее. Когда это могло произойти, если не в праздник, знаменующий собой смену времён и новое начало?
подготовил Николай Лежнев