Красивейший ретро-хоррор и один из главных фильмов года…
Режиссёр Эдгар Райт выглядит человеком, который хотел бы жить в прошлом - когда трава была зеленее, фильмы снимали лучше, никто не слышал о стримингах, а в кинотеатрах крутили «бондиану» с Шоном Коннери. По его первым работам это было не очень-то понятно: уж слишком много в «Зомби по имени Шон» или «Типа крутых легавых» намешано референсов и стилей. Зато стало очевидно с выходом «Малыша на драйве» - семидесятнического экшена, вдохновлённого «Водителем» Уолтера Хилла и прочими классическими триллерами про ограбления. «Прошлой ночью в Сохо» продолжает оглядываться назад в поисках источников кинематографической силы. Абсолютно органично в его фильме выглядит Аня Тейлор-Джой. Кто бы мог подумать, что одна из девчушек из фильма «Стекло» превратится в настоящую звезду, которой нужно всего несколько минут экранного времени, чтобы горячо рекомендовать ее очередной проект к просмотру. Пресс-показ, традиционно, состоялся в главном кинотеатре кинопремьер - «Оскар» (ТРЦ Gulliver). В главных ролях - Аня Тейлор-Джой, Томасин МакКензи, Джесси Мей Ли, Дайана Ригг, Мэтт Смит, Теренс Стэмп, Лиза МакГриллис, Маргарет Нолан, Джеймс Фелпс, Оливер Фелпс. Хронометраж - 01:56. Премьера (мир) - 04.09.2021. Премьера (Украина) - 28.10.2021 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10
О ЧЕМ КИНО: Элоиз (Томасин МакКензи) приезжает из английской провинции в Лондон, чтобы учиться на дизайнера - когда-то за той же мечтой последовала её мать, но не выдержала психологической нагрузки и покончила с собой (теперь ее образ периодически видится девочке в зеркалах). Скромная и увлечённая ретро, она не очень вписывается в модную студенческую тусовку и потому переезжает из общежития в арендованную комнату старенького дома. Ночью, заснув в новом месте, Элоиз вдруг перемещается в такой близкий ей Лондон 60-х, где наблюдает за певицей Сэнди (Аня Тейлор-Джой), пытающейся пробиться в столичный шоу-бизнес с помощью хитрого менеджера Джека (Мэтт Смит). То, что девушка поначалу воспринимает как безобидные сны, оказывается чем-то большим: она видит в жизни места из своих фантазий, о которых никак не могла знать, и встречает тех же людей, постаревших на полвека. Сны тем временем становятся всё мрачнее, и с каждой ночью грань с реальностью постепенно размывается… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссёр Эдгар Райт выглядит человеком, который хотел бы жить в прошлом - когда трава была зеленее, фильмы снимали лучше, никто не слышал о стримингах, а в кинотеатрах крутили «бондиану» с Шоном Коннери. По его первым работам это было не очень-то понятно: уж слишком много в «Зомби по имени Шон» или «Типа крутых легавых» намешано референсов и стилей. Зато стало очевидно с выходом «Малыша на драйве» - семидесятнического экшена, вдохновлённого «Водителем» Уолтера Хилла и прочими классическими триллерами про ограбления. «Прошлой ночью в Сохо» продолжает оглядываться назад в поисках источников кинематографической силы: на место Хилла пришли британские хорроры 60-х, Роман Полански и Николас Роуг, но метод остался тем же. Если раньше Райт смеялся над клише и постмодернистски их обыгрывал, то теперь он снимает чистое жанровое кино - не менее, впрочем, синефильское.Да и было бы странно после финала трилогии «Корнетто» продолжать идти в том же направлении - пускай Райт в нём и ужас как хорош. Он нашёл новый способ выражать свою любовь к кино: не через подражательство и ироничную ухмылку, а через адаптацию стиля, попытку возродить «дух» тех самых великих фильмов прошлого. Это вообще одна из ключевых особенностей «Прошлой ночью в Сохо» (да и «Малыша на драйве» тоже) - при всех очевидных заимствованиях и кивках в сторону старших товарищей фильмы Райта нельзя назвать точной стилизацией. Он делает своё кино не на основе классики, которая впечатлила его в детстве, а по воспоминаниям о той классике. Проще говоря, «Прошлой ночью в Сохо» - это не «Отвращение» и не «А теперь не смотри». Это то, как «Отвращение», вероятно, воспринималось маленьким впечатлительным Эдгаром Райтом несколько десятков лет назад. Ни Роуг, ни Полански не сняли бы такое кино, не смогли бы просто технически. И дело не только в, собственно, разнице доступных инструментов: «Прошлой ночью в Сохо» показывает какое-то запредельное владение режиссёрской хореографией. Это один из редких фильмов, на которых совершенно не стыдно задаваться вопросами вроде «А как, чёрт возьми, это вообще снято?». Камера кружится в сложносочинённом танце, серый Лондон вмиг превращается в живую и яркую ретро-открытку, реальность сталкивается с магическим зазеркальем, отражения становятся отражаемым. «Прошлой ночью в Сохо» - абсолютный пластический шедевр, укрепляющий Райта в звании одного из главных мастеров ремесла в современном кино. Оказывается, его стиль остаётся узнаваемым и без фирменных броских переходов и визуального юмора - в длинных однодублевых сценах со сложным внутрикадровым монтажом, в умении работать со светом и цветом: Райт заливает «Сохо» яркими неоновыми огням, но никогда не выглядит эпигоном условного Рефна или очередным инди-режиссёром студии А24. Он вообще будто не очень вписывается в пространство современного хоррора, силами журналистов поделённого на «умный» постхоррор условного Астера или Эггерса и консервативные «ужастики» а-ля Джеймс Ван. Ему не интересны все эти возвышенные придыхания и длинноты, «Прошлой ночью в Сохо» не боится быть громким, экспрессивным и, может, отчасти пошлым. Другое дело, что даже такой ненавидимый «умным» хоррором приём, как скример, у него работает безотказно - оказывается, дело-то не в инструментах, а в тех, кто ими пользуется. При этом глупым «Сохо» тоже не назовёшь. Фильм как минимум изящно обыгрывает тему фантомной ностальгии - популярной среди молодых (и не только) мысли, будто когда-то тогда жизнь была намного приятнее, а им просто не повезло промахнуться с эпохой. Райт и сам здесь реконструирует прекрасный Лондон прошлого, который он никогда не видел: режиссёр родился спустя десяток лет после бунтующих шестидесятых. Его героиня-ретроградка Элоиз поначалу восхищается сказочным миром из своих снов (снов ли?), но со временем понимает, что за открыточным фасадом скрывается кромешный ад, как за кулисами модных баров кто-то прямо сейчас ставится по вене или продаёт тело за деньги. Упиваясь эстетикой 60-х, Райт в то же время рефлексирует собственное увлечение ностальгией, обнаруживая, что ничего хорошего в бестолковом оглядывании назад нет. Он разбирает стиль эпохи на части, пока от неё не остаются лишь отдельные цвета, отзвуки старой музыки и страшные мужчины в элегантных смокингах. Чем дальше идёт фильм, тем более фрагментарным, условным становится в нём прошлое - и тем более страшным.Не выходит у Райта, пожалуй, только финал - в нём жанровый сюжет сталкивается лбом с авторским высказыванием (о чём именно - уже спойлер) и не находит с ним компромисса. Режиссёр, в чьих сценариях обычно нет ни одной лишней фразы, вдруг путается в мыслях и не находит нужных слов, приходит к неровному, неоправданно примирительному финалу. Что обидно: будь у «Сохо» ещё и конгениальный остальной картине конец, кино в 2021-м можно было бы официально закрывать. Но в какой-то мере эта шероховатость даже обнадёживает: выходит, что Райт всё же живой, способный на ошибку человек, и иногда он может давать сбой - снимать не великое кино, а просто очень хорошее. (Ефим Гугнин)РЕЗЮМЕ: это ещё одна удача Эдгара Райта, режиссёра «Типа крутых легавых» и «Малыша на драйве», - завораживающее кино об опасностях ностальгии с Аней Тейлор-Джой и звездой «Кролика Джоджо» Томасин МакКензи…
подготовил Николай Лежнев