Почти «Волк с Уолл-стрит» по-немецки...
Сатирическая комедия «Высоко поднимаясь» - это второй немецкий оригинальный фильм потокового портала Netflix. Кунейт Кая, который сам написал сценарий, сознательно тянется к хитам художественно-политического кино. С самого начала приходят на ум классические «Уолл-стрит» Оливера Стоуна, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе и «Игра на понижение» Адама Маккея. Декадентская вечеринка, которую Виктор устраивает в своем подобном крепости особняке 1920-х или начала 30-х годов, вполне могла состояться в одном из этих фильмов. В главных ролях - Давид Кросс, Эмили Госс, Фредерик Лау, Деян Бучин, Янина Узе, Джерри Квартенг, Уве Пройсс, Сильвия Бухбайер, Хейке Ханолд, Александр Яссин. Хронометраж - 01:34. Премьера (мир) - 17.04.2020. Цифровой релиз - 17.06.2020 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: на следующее утро после шикарной вечеринки, полиция штурмует апартаменты владельца фирмы по аренде недвижимости Виктора Штайнера (Дэвид Кросс), чтобы арестовать его за мошенничество. Спустя годы Штайнер в тюрьме дает интервью журналисту, вспоминая свое детство, омраченное налоговыми долгами отца. Когда Виктор приехал в Берлин из провинции, он сразу решил реализовать свои мечты о быстрых деньгах и жизни в роскоши. Но для тех, кто не имеет постоянного трудового договора, шикарные квартиры практически недоступны. Поэтому он подделал трудовой договор и арендовал пентхаус за 3500 евро, который затем за 4000 евро сдал в субаренду рабочим с востока. Позднее Штайнер познакомился с мелким мошенником Джерри (Фредерик Лау), который, в свою очередь, свёл Виктора с амбициозной банковской служащей Николь Клебе (Янина Узе). В течение очень короткого времени они строят огромную полулегальную империю по сдаче недвижимости в аренду, в состав которой входит страховая компания и собственный банк на Мальте...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: немецкий режиссёр Кунейт Кая, безусловно, не испытывает недостатка в амбициях. Ещё в своём дебютном фильме «Умма - в кругу друзей» он попытался объединить два совершенно разных жанра. С одной стороны, история об агенте ведомства по защите Конституции, который после неудачной миссии подаёт в отставку, является классическим политическим триллером. С другой стороны, режиссёр хочет также нарисовать портрет жизни арабских и турецких мусульман в Берлине. Это попытка не была полностью успешной, но это продемонстрировала смелость, которая редко встречается в немецком кино. Именно такую смелость Кая демонстрирует в сатирической комедии «Высоко поднимаясь» - это второй немецкий оригинальный фильм потокового портала Netflix после «Иси и Осси»
Кунейт Кая, который сам написал сценарий, сознательно тянется к хитам художественно-политического кино. С самого начала приходят на ум классические «Уолл-стрит» Оливера Стоуна, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе и «Игра на понижение» Адама Маккея. Декадентская вечеринка, которую Виктор устраивает в своем подобном крепости особняке 1920-х или начала 30-х годов, вполне могла состояться в одном из этих фильмов. Как и Стоун, Скорсезе и Маккей, Кая хочет рассказать кое-что о связи между капитализмом и преступностью, слепотой и жадностью.
К сожалению, Кунейта Кая чаще привлекают типичные коллизии, известные из бесчисленных социальных комедий и сатир. Так, большое внимание уделяется двум детским травмам Виктора. Во-первых, опыт того, что налоговая инспекция разрушила мелкий ремесленный бизнес его отца, и, во-вторых, решение его матери оставить семью ради другого, более богатого человека. В психологически очень упрощенном виде сценария эти два детских потрясения превратили Виктора в человека, для которого деньги - это все и который, соответственно, готов сделать все, чтобы получить эти деньги.
Конечно, в случае с Дэвидом Кроссом у Кунейта Кая есть идеальный актер для фигуры жадного мальчика, который выглядит так невинно, что все сразу ему доверяют. Виктор успешен не потому что он так хорош, а потому, что выглядит хорошо. Вот почему «Высоко поднимаясь» выглядит сатирой, в которой подчеркивается поверхностность людей, будь то на уровне конечного пользователя или на уровне менеджера. Никто не хочет глубоко вникать - красивого блеска вполне достаточно. А вот то, что ледяная и цинично подсчитывающая деньги Николь (Янина Узе) вдруг проникается материнскими чувствами и отказывается от всего, чего она раньше хотела, выглядит чересчур мелодраматичным. Это, в конечном итоге, мешает трезвому анализу системных взаимоотношений.
Самым очевидным отличием «Высоко поднимаясь» от «Волка с Уолл-стрит», является его более выраженная моральность. В то время как Леонардо Ди Каприо мог предаваться гедонизму безо всяких ограничений и постановка побудила публику как минимум повеселиться с ним, Кунейт Кая показывает сомнения главных героев и не скрывает страданий жертв их обмана. Это происходит потому, что немецкое кино принципиально более приземленное, к тому же в данном случае история не является реальной. Кунейт Кая не очень интересуется фундаментальными проблемами но, тем не менее, засовывает палец в рану и выявляет лазейки шириной в километр, которые наверняка задействуют многие спекулянты на рынке недвижимости…
РЕЗЮМЕ: второй оригинальный немецкий фильм Netflix понравился смелой попыткой подключиться к экономическим триллерам, таким как «Уолл-стрит» и «Игра на понижение». К сожалению, в конце концов, сатира Кунейта Кая не дает того, что изначально от неё ожидалось. Режиссер многого желает, но по итогу не выходит из фарватера мелкобуржуазных идей экономических преступников...
Николай Лежнев