Очень страшное кино в этом году продолжает быть еще и очень умным. Свежие примеры — мистические вестерны «Придержи тьму» и «Ветер», которые показали на фестивале в Торонто. Страшный и красивый «Ветер» по-настоящему уникален — он гуляет в этом поле один. Его направление постоянно меняется: то это феминистская драма, то трэшовый ужастик, то величественная американская готика, а то и вовсе прикладная инструкция о том, как распознать у близкого человека первые признаки шизофрении. Вдобавок, это режиссерский дебют — так что за постановщицей Эммой Тамми теперь обязательно нужно следить. В главных ролях - Майлз Андерсон, Кейтлин Джерард, Джулия Голден Теллес, Дилан МакТи, Мартин Си Паттерсон, Эшли Цукерман. Хронометраж – 01:26. Мировая премьера – 10.09.2018. Премьера (РФ) - 11.07.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Америка XVIII-го века. Где-то посреди прерии, вдали от городов и церквей, поселились две молодые и красивые пары. Один из мужчин был решительнее и сильнее, другой был ведомым и тихим. Одна из женщин несколько лет оплакивала своего мертворожденного сына, а другая была на девятом месяце беременности и не до конца понимала, кто отец ребенка. Впрочем, все эти подробности фильм расскажет уже после того, как добрая треть героев погибнет. Потому что беременная девушка прямо на третьей минуте ленты снесет себе из дробовика голову. А подруга возьмет нож и попробует вырезать из мертвого тела младенца, но и тот не переживет эти роды. Похоронив покойников в одном гробу, мужчины отправятся в город за припасами. А одинокая женщина с ружьем останется сторожить два дома и узнавать их страшные тайны. Зачем ее подруга застрелилась? Почему в этой прерии не рождаются дети? Кто гасит все свечи в доме — ветер или злой дух?...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Ветер» длится всего полтора часа, но это тот редкий случай, когда внутри кошмара хочется остаться подольше: настолько ловко эта история нагнетает свой ужас. Сначала зрителя пугает сама жизнь на фронтире, где никто не выбирает соседей, но любая живая душа рядом лучше, чем космическая тьма за окном. Затем он пугает кровавой сценой кесарева сечения. Потом — бледным женским трупом с обезображенным лицом. А дальше — двойными похоронами, снятыми так же страшно, как в культовом «Твин-Пиксе» и «Человеке на Луне». А потом — самим фактом, что очень красивая девушка осталась один на один с Диким Западом, потому что оба ее мужчины предпочли сбежать от обрушившегося на их семьи горя. Уже этого достаточно, чтобы любой зритель сполз под кресло от страха — а ведь не прошло еще и десяти минут фильма. Но дальше начинается настоящая чертовщина с волками, привидениями, одним совершенно невменяемым козлом, тенями из прошлого и безумием в очень красивых глазах актрисы Кейтлин Джерард. Вестерн — идеальная сцена для хорроров. Пионеры фронтира не представляют жизни без веры. Каждый их дом с наступлением ночи превращается в осажденную крепость с дрожащими свечами и скрипучими половицами. А протестантский этикет Дикого Запада требует впускать незнакомцев на постой, но не сводить с них глаз и мушки ружья. Поэтому вестерн уже десятки раз вступал в союзы с вампирами (в «Аврааме Линкольне: Охотнике на вампиров», в «Интервью с вампиром» и, кстати, в грядущих «Грезах Февра» по Джорджу Р. Р. Мартину), с пришельцами (собственно, «Ковбои против пришельцев») и прочими монстрами («Джона Хекс»). Но вспомнить по?настоящему удачный сверхъестественный хоррор, равный «Ветру», не так уж и просто. Был «Призрак и тьма» с Майклом Дугласом, но его действие происходило в колониальной Африке, не в прерии, а в саванне. Была одна из частей подростковой трилогии «Оборотень», но там чудовища штурмовали британскую колонию, а если начать приравнивать такие сюжеты к вестернам, то тогда туда же нужно включать и какую-нибудь «Сонную лощину»…
РЕЗЮМЕ: страшный и красивый «Ветер» по-настоящему уникален — он гуляет в этом поле один. Его направление постоянно меняется: то это феминистская драма, то трэшовый ужастик, то величественная американская готика, а то и вовсе прикладная инструкция о том, как распознать у близкого человека первые признаки шизофрении. Вдобавок, это режиссерский дебют — так что за постановщицей Эммой Тамми теперь обязательно нужно следить.
подготовил Николай Лежнёв