Абсурдная история с заложниками…
Фильм режиссера Роберта Будро основан на реальных событиях с ограблением банка в Стокгольме в 1973 году. Странное поведение грабителей и заложников привело к появлению термина “стокгольмский синдром”. В главных ролях - Нуми Рапас, Марк Стронг, Итан Хоук, Кристофер Хейердал, Би Сантос, Торбьорн Харр, Шанти Рони, Марк Рендалл, Джон Ралстон. Хронометраж – 01:32. Мировая премьера – 19.04.2018. Премьера (РФ) - 27.06.2019. Премьера в Украине – 16.05.2019 («Мульти Медиа Дистрибушн»). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: захват заложников в кино — всегда интересно. Эта тематика никогда себя не исчерпает, так как угроза оказаться на несколько часов или дней под дулом огнестрельного оружия всегда привлекала внимание зрителя. Другое дело, когда заложники начинают помогать своим захватчикам вопреки действиям и всей операции представителей власти.
Главный герой, Кай Хансон (Итан Хоук), насмотревшись фильмов со Стивом МакКуином и вооружившись автоматом, захватывает шведский банк. Поведение персонажа Итана Хоука представляет его не в выгодном свете: преступник ведет себя совершенно свободно, слушает музыку, болтает с заложниками и размышляет вслух о лучшем будущем. Полицейские не видят логики в его действиях, хотя его мышление совершенно нормальное для поколения хиппи в те годы. Кай требует освободить его друга из тюрьмы, автомобиль из боевика со Стивом МакКуином и полной свободы действий.
В отличие от «Липучки», «Однажды в Стокгольме» более прямолинеен, по сравнению с «Не пойман — не вор» — веселее и смешнее, а в итоге криминальная драма больше похожа на «Собачий полдень» с Аль Пачино, на фильм, который вышел через два года после событий, описанных в этом кино, но не такой же откровенный и кровавый триллер, а скорее биографическая комедия про бандита и заложников со своей уникальной атмосферой.
Актёры играют замечательно: Кристофер Хейердал в роли шефа Матссона хладнокровен и безжалостен; Итан Хоук уверен и обаятелен; Нуми Рапас хорошо притворяется скромницей, а Марк Стронг… что про него говорить, он всегда играл идеально. Благодаря знакомым лицам, игре актёров на высоком уровне, отличной завязке сюжета, атмосфера фильма тёплая, местами приятная, по большей части острая, но не навязчивая.
Солнечные тона и музыка предают нужную атмосферу драме в стиле семидесятых, когда в культуре Европы и Америки произошёл тот самый переломный момент, отразившийся на музыкантах и режиссерах. Будь свободным от власти, от навязчивых идей войны и денег, от скромности в любви и от сковывающего чувства вины ни за что, которым родители одаривали детей с ранних лет. По-настоящему свободная комедийная драма Роберта Будро не даёт чего-то сложного. Иногда в жизни всё должно быть очень просто…
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: поздним вечером 28 августа 1973 года в столице Швеции были освобождены четверо заложников, которых двое преступников удерживали в хранилище «Sveriges Kreditbank» более 5 суток. После завершения операции мир узнал о психологическом состоянии, получившем название «Стокгольмский синдром».
23 августа 1973 года, в четверг, в 10 часов 15 минут 32–летний Ян Эрик Улссон, бежавший из тюрьмы не особо опасный преступник, вошёл в банк в центре Стокгольма. На нём были солнцезащитные очки и парик, имитирующий пышную африканскую причёску. Он достал автомат, выстрелил в воздух и прокричал что–то вроде «Вечеринка начинается!» Улссон взял в заложники сотрудников банка — трёх женщин и одного мужчину. Заложников звали Бриджитт Ландблэд, Кристин Энмарк, Элизабет Олдгрен и Свен Сафстром. Преступник потребовал три миллиона крон (около $2 миллионов), два «ствола», пуленепробиваемые жилеты, шлемы, быстрый автомобиль и свободы для своего сокамерника — Кларка Улафссона. В случае невыполнения условий, грабитель обещал убить заложников. Сокамерника выпустили сразу же. Правда, с Улофссона взяли обещание, что тот успокоит террориста и поможет освободить заложников. За это ему было обещано помилование. Но власти не знали, что ограбление было устроено именно и только для того, чтобы Улофссон оказался на свободе.
«Вечеринка» продолжительностью 131 час действительно началась. Всё это время несчастной четвёрке служащих предстояло провести в помещении хранилища размером 3 на 14 метров и озадачить физиологов с психологами «Стокгольмским синдромом». Полиция не могла решиться на штурм, ибо полицейские психологи считали, что преступники могут пойти на любые меры. К тому же через три недели должны были состояться выборы, и власти не могли допустить скандального завершения операции и гибели заложников. Ну и, наконец, этот банк обслуживал всю стокгольмскую полицию, а до выдачи зарплаты оставался один день.
Тем временем Улссон, видя, что остальные его требования выполнять не торопятся, стал угрожать расправой над заложниками. А для убедительности во время телефонного разговора с властями начал душить одну из женщин, чтобы ее хрип был слышен в трубке. Неожиданно спустя два дня отношения между бандитами и заложниками улучшились. Они общались, рассказывали о своей жизни, играли в «крестики–нолики». Жертвы вдруг потребовали от полиции прекратить операцию по освобождению. Одна из женщин сама позвонила премьер–министру и сообщила, что преступники симпатичны заложникам, и потребовала выполнить все, что им обещано.
Улссону надо было как–то показать властям, что он готов к решительным действиям, и он решил ранить одного из заложников. Женщины стали уговаривать коллегу–мужчину выступить в роли жертвы. И уговорили, но, к счастью, этого удалось избежать. Зато мужчина после освобождения заявил, что ему было даже приятно, что выбор пал на него.
28 августа полиция предприняла газовую атаку, заложники были освобождены, а преступники арестованы. Даже после этого четверо заложников наняли адвокатов для своих захватчиков, и в дальнейшем между ними сохранились теплые отношения. А на суде они заявили, что боялись не бандитов, а полиции…
Николай Лежнёв