«Теперь мы хуже, чем незнакомцы, мы бывшие…»
Фильм Кэрри Крэкнелл - это пятая экранизация одноимённого романа английской писательницы Джейн Остин. Например, в 1960 году по мотивам романа вышел сериал, в телевизионной постановке 1995 года режиссером стал Роджер Мишел (автор «Ноттинг Хилл»), а в ТВ-фильме 2008 года главную роль сыграла Салли Хокинс - будущая звезда «Формы воды». Поклонники классических экранизаций будут ошеломлены - опытная режиссёр театра, но дебютант в полнометражном кино, превратила довольно сдержанный роман (последний из законченных Остин) в жизнерадостный ромком эпохи Регентства. В главных ролях - Дакота Джонсон, Генри Голдинг, Ричард Э. Грант, Космо Джарвис, Никки Амука-Бёрд, Док Браун, Идзука Хойл, Эдвард Блюмель, Лидия Роуз Бьюли, Миа Маккенна-Брюс. Хронометраж - 01:47. Рейтинг PG. Премьера (мир) - 08.07.2022. Цифровой релиз - 15.07.2022 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: эпоха Регентства (IXX век). Восемь лет тому назад девятнадцатилетняя Энн Эллиот (Дакота Джонсон) была помолвлена с моряком Фредериком Уэнтвортом (Космо Джарвис). Однако, её отец, сэр Уолтер () и особенно друг семьи, леди Расселл (Никки Амука-Бёрд), убедили девушку расторгнуть помолвку, ведь Уэнтворт был беден и не обладал высоким чином. А теперь из-за расточительства мистера Уолтера Эллиота и старшей дочери Элизабет род Эллиотов находится в финансовых затруднениях и вот семейная резиденция Киллинч-холл в Сомерсетшире сдаётся в аренду. Эллиоты переезжают в Бат, а Энн едет погостить к младшей сестре Мэри, живущей по соседству. Мэри замужем за Чарльзом Масгроу, который в свою очередь имеет двух юных сестриц: Генриетту и Луизу. Новым арендатором Киллинч-холла становится семейство Крофт: адмирал и его супруга София, приходящаяся родной сестрой Фредерику Уэнтуорту. В эту пору молодой человек состоятелен, имеет связи и дослужился до ранга капитана в Королевском флоте. Мистер Уэнтуорт обещается сестре погостить. В одно из таких посещений Энн встречает Фредерика. Кажется Уэнтуорт намерен жениться… и отдаёт предпочтение Луизе. Мисс Эллиот задаётся вопросом, смог ли капитан простить её?..
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: свободно смешивая язык, взятый из прозы Остин, с совершенно современными словами и взглядами - этот фильм хотя и выглядит очень смело, сделан настолько изобретательно и тонко, что это может сойти ему с рук. Помогает и то, что многострадальная главная героиня романа Энн Эллиот обрела неуемный дух и язвительное чувство иронии в ярком исполнении Дакоты Джонсон. Легко сказать, что самый мрачный и зрелый роман Остин никогда не предназначался для того, чтобы к нему относились как к той же «Эмме», но Дакота Джонсон в ее самой беззаботной роли на сегодняшний день делает нас соучастниками ироничного отношения Энн к нравам начала IXX века. Атрибуты тех времён могут оставаться на месте, но призма, через которую рассказывается история, очень похожа на мировоззрение современной женщины в многонациональном обществе, и вы либо согласитесь с этим, либо нет.
Все те несчастные годы после того, как ее «уговорили» бросить Фредерика Вентворта (Космо Джарвис), красивого но бедного моряка, героиня пьет вино из бутылки и рыдает в ванне, задумчиво гладит своего домашнего кролика, настаивая на том, что она «процветает». Перед нами Бриджит Джонс в платье эпохи Регентства. Энн акцентирует постоянно ломает четвертую стену забавными комментариями прямо в камеру. Ее непосредственность, скорее всего, понравится молодым зрителям, которым дела нет до верности роману Джейн Остин. Снятый в собственной бодрой манере, это невероятно радикальный рифф на классику Остин, иллюстрирующий, что еще много пространства осталось для изобретательных экранных обработок одного из самых любимых источников для адаптации английской литературы. Вряд ли он мог бы больше отличаться от самой известной, и до сих пор лучшей, экранизации «Доводов…», британского телефильма Роджера Мишела 1995 года с Амандой Рут и Киараном Хайндсом в главных ролях. Он был который был гораздо более меланхоличным и задумчивым по тону, в точном соответствии с романом.
В фильме же Кэрри Крэкнелл, препятствия, созданные Остин, чтобы отсрочить неизбежный союз этих явных влюбленных, были значительно упрощены, прежде всего потому, что персонажи менее осмотрительны, менее скованы социальной сдержанностью и могут более свободно говорить при каждой встрече. Но и Энн, и Фредерик, тем не менее, не хотят признавать, что никогда не забывали друг друга. «Теперь мы хуже, чем незнакомцы, мы бывшие», - стонет Энн, и нужно признаться, что эта фраза в наше время заставляет вздрогнуть.
Но любые жертвы с точки зрения классического текста более чем компенсируются теплотой, которую Дакота Джонсон привносит в центральную роль. Космо Джарвис («Острые козырьки», «Леди Макбет») с его сексуальной щетиной прекрасно выглядит в образе капитана Уэнтворта. Для тех, кого не слишком беспокоят отступления от романа, романтическая развязка будет чрезвычайно приятной.
Приступая к своему первому полнометражному фильму, опытная театральный режиссёр Кэрри Крэкнелл берет за основу солидную работу актёрского ансамбля. У фильма нет визуальной роскоши в стиле Уэса Андерсона, как в «Эмме» 2020 года режиссера Отем де Уайлд. Но такое же внимание к деталям присутствует в великолепных пастельных интерьерах художника-постановщике Джона Пола Келли, в то время как костюмы Марианны Агертофт напоминают ту эпоху, но со стилем в соответствии с современным подходом (парчовое пальто сэра Уолтера - просто кайф для щеголей.)
РЕЗЮМЕ: перед нами фильм, автор которого точно знает, что делает, используя классический роман лишь в качестве основы, и со звездой, идеально выбранной для управления замыслом…
Николай Лежнев