«Они уехали из России, а она из них - нет»
Феномен Сарика Андреасяна, наверное, когда-нибудь будут изучать киноведы вполне серьезно. В конце концов, всего за десять лет человек успел стать коммерчески успешным, всенародно ненавидимым, поснимать в США, отказаться от съемок фильма с Брюсом Уиллисом, вырастить «своих» режиссеров, произвести впечатление, уничтожить произведенное впечатление, а главное… обучаться. Что бы там ни говорили в ваших интернетах и какие бы смешные мемасы ни выдавал Бэдкомедиан, прогресс вполне очевиден. Ну для интереса (хоть и не советуем, ибо травматично), сравните «Лопухов» или «Беременного» со свежей комедией «Гудбай, Америка!». Нет, конечно, это не земля и небо, и не Ад и Рай, а скорее Ад и Чистилище. То есть боль вам еще иногда причиняют, но делают это по неосторожности ну или из лучших побуждений. А если у вас высокий болевой порог, то возможно, вы ничего и не заметите. В главных ролях - Дмитрий Нагиев, Владимир Яглыч, Елизавета Моряк, Юрий Стоянов, Лянка Грыу, Надежда Михалкова, Грант Тохатян, Ирина Темичева, Микаэл Арамян, Добромир Машуков. Хронометраж - 01:45. Премьера в Росcии - 08.10.2020. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Виктор Сергеевич (Юрий Стоянов) едет в Америку в гости к дочери и с ужасом обнаруживает, что его внук Пол хоть и говорит по-русски, но не понимает простых вещей, знакомых и понятных каждому мальчишке в России. Неунывающий Армен (Грант Тохатян) пытается закрепиться в США, постепенно постигая все прелести фиктивного брака. Для давно обосновавшейся в Штатах Юли (Елизавета Моряк) неожиданной проблемой становится невозможность найти правильно приготовленную гефилте фиш. Не так давно переехавший в Америку Игорь (Владимир Яглыч) всячески старается откреститься от своего русского прошлого, называя себя Джейсоном. Казалось бы, совершенно разные люди с совершенно непохожими проблемами, но способный решить любую проблему авантюрист Григорий (Дмитрий Нагиев) доказывает, что это не так, все герои страдают от одного недуга – пытаются забыть о своих корнях, упуская нехитрую истину: можно уехать из России, но нельзя перестать быть русским...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: феномен Сарика Андреасяна, наверное, когда-нибудь будут изучать киноведы вполне серьезно. В конце концов, всего за десять лет человек успел стать коммерчески успешным, всенародно ненавидимым, поснимать в США, отказаться от съемок фильма с Брюсом Уиллисом, вырастить «своих» режиссеров, произвести впечатление, уничтожить произведенное впечатление, а главное… обучаться. Что бы там ни говорили в ваших интернетах и какие бы смешные мемасы ни пилил Бэдкомедиан, прогресс вполне очевиден. Ну для интереса (хоть и не советуем, ибо травматично), сравните «Лопухов» или «Беременного» со свежей комедией «Гудбай, Америка!». Нет, конечно, это не земля и небо, и не Ад и Рай, а скорее Ад и Чистилище. То есть боль вам еще иногда причиняют, но делают это по неосторожности ну или из лучших побуждений. А если у вас высокий болевой порог, то возможно, вы ничего и не заметите.Итак, чему же научился Сарик? Во-первых, звать на сценарии профессиональных драматургов: в числе команды сценаристов есть Алексей Гравицкий и Сергей Волков, причастные к самым рейтинговым работам Андреасяна («Землетрясение» и «Непрощенный»), а в перерывах писавшие сценарии к крепким сериалам вроде «Великой» или «Говорит Москва».Структура из нескольких новелл, как в успешных андреасяновских же «Мамах», помогает раскидать зрительское внимание и особо не закапываться в житейские мелочи или психологические тонкости. Только ты задумываешься, мол, чего это Жора рассказывает американским детишкам об Александре Невском, а тебе уже «переключают канал» на ромком про армянина и его фиктивную жену. Или на архетипического дедулю (Юрий Стоянов), который приехал из России в гости к дочери учить внука «нормальной жизни».Какая-то линия послабее (про беременную Юлю и гефилте фиш), какая-то посильнее (русский дедуля и армянин с фиктивной женой), поэтому фильм, выдерживая баланс, как канатоходец, все-таки двигается вперед. Чуть завалился в одном месте, чуть накренился в другом, но не падает и не разбивается. Божечки-кошечки, там можно даже найти внутренний конфликт, когда герой Гранта Тохатяна расписывает фиктивной жене все прелести Еревана и получает в лоб закономерный вопрос: «Тогда чего ты лезешь из кожи, чтобы остаться в Лос-Анджелесе, а не едешь домой, раз там так здорово?». А когда ты уже поставил крест на теме с Юлей и этой несчастной рыбой, тебя вдруг угощают чудной зарисовкой о трех еврейских поварах, разыгранной Ольгой Тумайкиной, Семеном Трескуновым и Семеном Стругачевым. Определенно, этому трио надо больше места, но сдается, все в этой сцене держится на импровизации отличных актеров.И это, пожалуй, второй пункт, который режиссер затвердил за время «учебы»: побольше хороших актеров в кадре, поменьше друзей и всяких звезд КВН, потому что работать с актерами Андреасян не умеет от слова «совсем», а хороший артист все равно что-то себе придумает и как-то выкрутится. Каким-то «корешам» сложно отказать, вроде абсолютно деревянного (хоть и модельно-красивого) Микаэла Арамяна, похоже, по прямой переехавшего из трехкопеечного ромкома Сарика же «Любовь в городе ангелов», но Стоянов, Яглыч, Михалкова или Тохатян не только борозды не портят, но и заметно выправляют общее впечатление от фильма. Да, Армен такой типичный Армен, который жарит шашлыки на заднем дворе дома, да Стоянов дает постаревшего инфантила, которого интересует, где в ЭлЭй достать карбид для бомбочки, или возможность подтереться фоткой Обамы. Яглыча оставили без потенциально сильной сцены прощания с умершей матерью, но тут, подозреваем, чисто коммерческие причины: умеющий снимать дешево и быстро Андреасян, скорее всего, посчитал затратным перелет из Лос-Анджелеса в Москву. Баланс держат, канатоходец идет. Чему Сарик, скорее всего, никогда не научится, так это пониманию сути драматизма. «Мамы», «Землетрясение» и «Непрощенный» (а с сегодняшнего дня и «Америка…») сложились в такой своеобразный эксплотейшен, где эмоции из вас будут выдавливать жалостливыми песнями и печальной музыкой, монологами о Родине и бабушке, отсылками к советскому кино, заботливыми, но терпеливыми мамами, которым суждено умереть рано или поздно, героическими отцами и дедами, которые как известно, воевали да пахали ради вас, неблагодарных. Еще крупными планами плачущих героев, чтобы одинокая слеза катилась сквозь щетину. Такие приемы на киношном жаргоне называются «собачкой об асфальт», и Андреасян этим бедным животным регулярно колотит перед зрителем. Кто-то покупается и рыдает, кого-то бесит, кто-то идет в Общество защиты животных. Но почему, скорее всего, на фильм пойдут зрители и выставят неплохую оценку (по крайней мере, не хуже «Мам»)? Андреасян обладает одним неоспоримым талантом: неимоверной чуйкой к быстро меняющимся зрительским настроениям, потому и снимает так же быстро, чтобы успеть попасть в «тренд». Сегодня официально модно всячески критиковать Штаты, выставлять их душителями свобод, традиций, страной фальшивых улыбок и людоедских отношений (Балабанов делал то же самое, но хоть с какой-то иронией и отстранением) и показательно любить Родину. На этой волне история эмигрантов, которые посреди калифорнийского тепла на берегу Тихого океана в дизайнерских коттеджах страдают по бабушке и Черному морю, конечно вызовет отклик, мол, так и знали, что ничего хорошего в вашей «Пиндосии» нет, то ли дело наши скрепы. Спасибо, что сценаристы и режиссер в качестве скреп выбрали карбид, рыбное блюдо и советское кино, а то могли бы наворотить православие, самодержавие и народность. Или армию и флот... (Алексей Еньшин)РЕЗЮМЕ: с точки зрения кино, все это конечно не кино, а снятая на скорую руку и на злободневную пока тему антреприза с популярными актерами, причем популярными для разных поколений (Стоянов, Нагиев, Яглыч), глянцевой картинкой и натужной «душевностью», играющая на вечной тоске по детству, когда деревья были большие. В топ фильмов о русских мигрантах, живущих в США, его определенно можно не включать. С точки зрения фильмографии Сарика Андреасяна, это безусловно шаг вперед от туалетного юмора ранних комедий и натужного пафоса его «драм», основанных на реальных событиях. Это, конечно, еще одна вариация «Мам», но если на прошлых альманахах косяки Андреасяна прикрывали другие, более талантливые постановщики, то в этот раз кино на смотрибельный уровень он вытащил самостоятельно...
подготовил Николай Лежнев